Page 46 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 46
2.2. Универсальные учебные действия
в системе проектной деятельности обучающихся
Особое внимание разработчиков ФГОС уделено системно-деятельностному
подходу и прежде всего умению школьников учиться. Это выражается в так назы-
ваемых «универсальных учебных действиях» (УУД). Авторы «Фундаментального
ядра содержания общего образования» определяют термин «универсальные учеб-
ные действия» в двух значениях: широком (как «умение учиться», то есть способ-
ность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта) и узком (как совокупность спо-
собов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса). 32
В этом же документе определены функции УУД:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать не-
обходимые средства и способы их достижения, контролировать и оце-
нивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и её самореали-
зации на основе готовности к непрерывному образованию, необходи-
мость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой
профессиональной мобильностью;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и форми-
рование компетентностей в любой предметной области. 33
Универсальные учебные действия подразделяются на четыре основные
группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные УУД действия, направленные на осознание обучающимися
целей, ценностно-смысловых и операционных характеристик. К ним относятся:
жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смысло-
образования; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
(см. таблицу 6).
32 Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. академия образования;
под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – С. 66.
33 Фундаментальное ядро содержания общего образования. – С. 66.
45