Page 45 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 45
подготовка к последующему профессиональному образованию, разви-
тие индивидуальных способностей обучающихся путём более глубокого
освоения основ наук, систематических знаний и способов действий,
присущих данному учебному предмету (для профильного уровня);
целостные представления о мире и общая культура на основе освоения
систематических научных знаний и способов действий на метапредмет-
ной основе;
возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или
профессиональной деятельности.30
Перечисленные выше позиции означают, что на «выходе» из образователь-
ного учреждения каждый выпускник должен максимально соответствовать этим
требованиям. Вместе с тем мы акцентируем внимание на том, что в рамках компе-
тентностного подхода термин «предметные результаты» имеет иной, не традици-
онный смысл, так как речь идет не о научной области, а о некоторой сфере дея-
тельности, практики, культуры, в которой учащийся должен обрести компетент-
ность. Именно поэтому более всего достижению обозначенных в ФГОС результа-
тов способствует освоение учащимся новых видов опыта: выявления и идентифи-
кации проблем, исследования и проектирования, сотрудничества, применения
технологий получения продукта, экспертизы результата и т.д. В этом смысле при-
обретённые школьниками компетентности являются прежде всего следствием
саморазвития индивида, его личностного роста, целостной самоорганизации и
синтеза собственного деятельностного и личностного опыта.
Ещё раз акцентируем внимание на том, что компетентностный подход не
предполагает исключение знаниево-ориентировочного компонента из структуры
образованности. Этот компонент выполняет подчинённую, ориентирующую роль
по отношению к целостному опыту решения жизненных проблем, выполнению
ключевых (то есть относящихся ко многим социальным сферам) функций и соци-
альных ролей. Как отмечает в одной из своих статей Б.Д. Эльконин, «мы отказа-
лись не от знания как культурного «предмета», а от определённой формы знаний
(знаний «на всякий случай», т.е. сведений)».31
30 Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основно-
го общего, среднего (полного) образования. – М.: Просвещение, 2012.
31 См.: Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения // Со-
временные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. – Красноярск,
2002. – С. 2229.
44