Page 110 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 110
открытия, сделанные ребёнком в результате сотрудничества с родите-
лями, одноклассниками, педагогами, представляют огромную ценность с воспита-
тельной точки зрения, так как в процессе их совершения маленький человек на-
чинает осознавать значимость взаимопомощи, взаимоподдержки, ощущает ра-
дость коллективного творчества.
5.4. Проектная деятельность
обучающихся основной школы
Особое значение для развития универсальных учебный действий в основ-
ной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятель-
ную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода,
возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся (ав-
тор проекта) самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает воз-
можность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших
не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школь-
ник.80
Обучающиеся основной школы, получившие ранее навыки решения про-
ектных задач, могут переходить к более высокому уровню проектной деятельно-
сти. Он определяется особенностями подросткового возраста, и главной задачей
на этом этапе является выстраивание взаимоотношений со сверстниками, обще-
ние. Именно общение во многом является мотивирующим фактором для участия
подростков в той или иной проектной группе (если речь идёт о групповом проек-
те). На этом этапе учащимся более интересны темы, связанные с личностно зна-
чимой, но не персональной проблемой: например, обустройство школьной жизни
и досуга, изменение общественного мнения и т.п.
Выполняя групповой проект, школьники развивают навыки коммуникации.
В 56-х классах коммуникация проходит с помощью учителя, который помогает
провести групповое обсуждение выявленной проблемы, в 78-х классах учащиеся
способны сделать это самостоятельно, в 9-м классе школьники должны самостоя-
тельно следить за процедурами обсуждения, распределять обязанности в группе,
фиксировать принятые решения и формировать план действий по результатам
обсуждения.
В отличие от учащихся начальной школы, которые решают проектные за-
дачи, предложенные им педагогом, учащиеся основной школы могут самостоя-
80 Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, про-
токол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). П. 2.1.5.).
109