Page 106 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 106

обходимо знать правила геральдики. И если родители прочитают книгу Г.А. Ле-
онтьева, П.А. Шорина, В.Б. Кобрина «Ключи к тайнам Клио» (раздел «Геральди-
ка») и перескажут её своему сыну или дочери, то их дети смогут создать вполне
достойный и с научной точки зрения «правильный» герб. Представляя герб семьи
учителю и одноклассникам, ребёнок сможет и им объяснить некоторые простые
правила геральдики.

        Ребёнок-натуралист. Если в доме есть животные, а в классе «живой уго-
лок», то ребёнку будет интересно понаблюдать за поведением питомцев. Что они
едят? В какое время суток спят? Как ведут себя в темноте? Как готовятся к зиме?
Если записывать наблюдения несколько недель или месяцев, то легко будет сде-
лать выводы об особенностях поведения тех или иных животных. Затем эти дан-
ные можно сравнить с представленными в «умных» книгах. Если прочитать книгу
о каком-либо животном, а потом проверить лично, всё ли в ней правильно напи-

сано,  это будет хорошей исследовательской работой. А вдруг автор книги чего-
то не заметил?

        Если ребёнок приехал на дачу летом, то вместе с мамой и папой он может
увидеть, как развивается растение, появляются разные его части: корень, стебель,
лист, цветок и плод с семенами. Это самое настоящее исследование, потому что
затем юный натуралист может пронаблюдать, как растут другие растения и сде-
лать выводы о некоторых закономерностях развития природы. Свои наблюдения
и выводы он может оформить в дневник, а потом поставить перед собой новые
вопросы: почему мы считаем растения живыми существами? почему одни расте-
ния цветут раньше, а другие позже? почему растения помогают человеку жить?
Поиск ответов на эти вопросы стимулирует ребёнка к чтению дополнительной
литературы, просмотру научно-популярных фильмов, занятиям в кружках.

        Ребёнок-архитектор. Ребёнок может изучить архитектурные особенности
квартиры, в которой живёт. Сколько комнат? Куда выходят окна? Почему санузел
и ванна находятся именно в том, а не в другом месте? Он может задуматься над
тем, как построен дом, в котором он живет, удобно или неудобно он расположен с
точки зрения «розы ветров», выезда на трассу или по отношению к соседним
строениям. Если попросить его нарисовать, начертить проект дома, в котором он
хотел бы жить, то после долгих размышлений ребёнок может выдать такой про-
ект, которому позавидует и взрослый.

        Этот же юный архитектор способен изобразить и школу, в которой он хо-
тел бы учиться. Правда, для этого ему необходимо будет сделать некоторые
арифметические расчёты, посчитать площадь школы, классов, парка и т.д. Задача
непростая, но реальная.

        Ребёнок-экскурсовод. Он может выйти на улицу и дойти до школы. Но не
просто пройти этот путь, а описать все строения, которые встречаются по дороге:
жилые дома, магазины, больницу, парикмахерскую... Ребёнок может расспросить

                                                         105
   101   102   103   104   105   106   107   108   109   110   111