Page 109 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 109
На следующем этапе после собирания предметов юный исследователь
должен сделать их описание, выделив количественные и качественные характери-
стики. Затем он может сравнить эти характеристики и сделать самостоятельные
выводы, к примеру, о достоинствах той или иной марки машин.
Рассматривая вопрос о проектной деятельности обучающихся начальной
школы, следует обратить внимание на то, что в примерную образовательную про-
грамму начального общего образования включено и такое требование к мета-
предметным результатам, как активное использование средств информационных
и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и позна-
вательных задач, а это означает, что некоторые проектные задачи дети могут вы-
полнять и уже выполняют при помощи компьютера.
Таким образом, исследовательская и проектная деятельность младших
школьников и детей вообще это реальность, которая уже существует. Если опе-
реться на то, что написано выше, то можно с уверенностью сказать следующее:
задавая вопросы родителям и учителю, ребёнок ставит проблему, реше-
ние которой невозможно без поиска нового знания, то есть без освоения окру-
жающего мира;
воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жиз-
ни является важнейшей задачей современной школы;
желание ребёнка ставить вопросы и искать ответы на них это прояв-
ление познавательного интереса, и создание благоприятной среды для удовлетво-
рения этого интереса задача и семьи, и школы;
наблюдая, производя опыты, сравнивая, систематизируя, обобщая, ре-
бёнок выступает в роли маленького учёного, действия которого примитивны и
интуитивны, однако направлены на овладение универсальными способами позна-
ния мира;
осуществляя свои мини-исследования, младший школьник обучается
формулированию проблемы, её исследованию, работе с информацией, её обобще-
нию, классификации, подведению итогов, рефлексии и постановке новых вопро-
сов, то есть основным этапам дедуктивного и индуктивного исследования;
прикосновение ребёнка к тайнам окружающего мира развивает его чув-
ственную сферу, позволяет удивляться и восторгаться сделанным открытием, мо-
тивирует его к дальнейшей исследовательской деятельности;
в результате исследования окружающего мира младший школьник не
только расширяет свое информационное поле, но и приобретает универсальные
исследовательские умения;
исследуя какую-либо проблему, ребёнок приобретает навыки самостоя-
тельной деятельности, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни;
108