Page 111 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 111

тельно описать ситуацию и указать свои намерения при работе над проектом. До-
пускается, что учащиеся 56-х классов формулируют проблему в виде противоре-
чия: должно быть так, а на самом деле по-другому. Семиклассники и более стар-
шие дети вполне могут определить причины возникновения проблемы.

        Проектные роли, которые будут интересны детям 1115 лет, могут быть
такими же, как и у учащихся начальной школы (натуралист, родовед, экскурсо-
вод, архитектор, нумизмат, дизайнер, программист и т.д.).

        Учащиеся основной школы при выполнении проекта (индивидуального или
группового) заполняют дневник, в котором фиксируют свои размышления над
путями решения проблемы, обязанности в рамках проекта, дают оценку эффек-
тивности своего участия в проекте и т.д. Более подробно о дневнике проектной
деятельности можно узнать из методического пособия Г.Б. Голуб и её соавторов.81

        На уровне основного образования дети могут уже выполнять следующие
действия:

      самостоятельно выбирать проблему исследования (проектирования);
      планировать свою деятельность;
      работать с различными источниками информации;
      отрабатывать научный аппарат исследования;
      выполнять проект индивидуально или в команде;
      публично представлять результаты своей работы;
      оценивать свою работу и работу других проектантов.

                    5.5. Проектная деятельность старшеклассников

        На основании ФГОС для всех обучающихся средней (полной) школы в
учебный план включается обязательное выполнение индивидуального проекта,
который должен быть направлен как на расширение академических рамок обуче-
ния, на применение знаний в реальных жизненных ситуациях, так и на создание
условий для социального становления и саморазвития обучающихся. Включаясь в
процесс проектирования, учащиеся входят в культурное пространство самоопре-
деления, проектируя собственную предметную деятельность в избранной области,
а также анализируя эту деятельность.

        В ФГОС дано определение индивидуального проекта как особой формы
организации деятельности учащихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся:

81 См.: Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов  технология компе-
тентностно-ориентированного образования. – С. 3035.

                                                         110
   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116