Page 105 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 105

лируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не
существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения
которой происходит качественное самоизменение детей. Авторы пособия счита-
ют, что проектная задача принципиально носит групповой характер.79 Структура
проектной задачи выглядит следующим образом: описание проблемной ситуации,
задачи, решения которой формулируют сами дети; наличие в явном или скрытом
виде набора (или системы) действий, которые должны быть выполнены группой
детей.

        Решением задачи является созданный реальный «продукт», который можно
представить публично и оценить. Он может быть представлен в виде различных
текстовых, знаковых, графических средств, так как не имеет жестко определенной
формы ответа. Примеры проектных задач приведены в указанном пособии:

         конструирование игровой площадки для детского сада;
         размещение предметов в коллекции на основании проведённой класси-

            фикации;
         правильное расположение предметов в соответствии с поставленной за-

            дачей;
         сравнение по длине, ширине и т.д.;
         разработка пособия для проверки орфограмм;
         создание карты «Животный мир участка океана Великий»;
         проведение экономического расчёта и определение количества денег,

            необходимых для покупки тетрадей и учебников; и т.д.
        Развитие навыков проектной деятельности младших школьников может
происходить не только на уроках, но и вне их. В данном случае важно совместное
участие детей и родителей в решении поставленных задач. Назовём несколько
направлений, в которых могут развиваться проектные навыки ребёнка.
        Ребёнок-родовед. Его задача  узнать как можно больше о своих родителях,
братьях, сёстрах, бабушках и дедушках. Когда и где родились? Где учились? Ка-
кие отметки в школе получали? Где работают или работали? Все эти сведения
нужно записать в отдельную тетрадь и потом постоянно делать в ней новые запи-
си. В конечном итоге на обложке этой тетради можно будет с гордостью написать
«Родословная моей семьи». Это будет уже реальный продукт проектной деятель-
ности. Когда ребёнок подрастёт, он сможет познакомиться с книгой А.Г. Мосина
«Мой род в истории» или пособием Э.А. Калистаратовой «Изучаем историю сво-
его рода» и начать более серьёзное, детальное изучение истории своей семьи.
        Ребёнок-герольд. На основании знакомства с историей своей семьи ребёнок
может создать её герб. Однако сделать это также не очень просто: для этого не-

79 Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Б. Воронцова. –
С. 47.

                                                         104
   100   101   102   103   104   105   106   107   108   109   110