Page 104 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 104
По мнению Л.В. Михайловой-Свирской, при организации проектной дея-
тельности воспитанников ДОО педагогам необходимо обратить внимание на не-
сколько этических моментов:
обязательно включение в проектную деятельность детей, которые про-
пустили занятия по каким-либо причинам;
отсутствие принуждения в отношении детей, которые не хотят вклю-
чаться в общий проект (они могут просто играть или заниматься другими дела-
ми);
невмешательство педагогов в технологический процесс в том случае,
если отсутствует угроза жизни и здоровью детей (в процессе проектирования у
каждого ребенка формируется свой собственный стиль деятельности, самостоя-
тельно вырабатывается логика успешных действий, происходит самовоспитание
ответственностью).77
Результатом проектной деятельности гражданско-патриотической направ-
ленности в ДОО могут стать: открытки, сделанные для родителей и прародителей,
книжка-самоделка, рисунок, макет, аппликация и др. Конечно, это не проект в его
подлинном понимании, но все-таки продукт, при создании которого дети дейст-
вовали по определенному алгоритму, стремясь реализовать свой собственный
замысел.
5.3. Проектная деятельность младших школьников
Проектная деятельность младших школьников имеет свои особенности.
Если Л.В. Свирская считает, что дети старшего дошкольного возраста могут уча-
ствовать в проектной деятельности, то коллектив авторов во главе с А.Б. Ворон-
цовым убеждены, что дети 6–10 лет не в состоянии выполнить полноценный про-
ект в соответствии с предъявляемыми ему требованиями. Именно поэтому уча-
щиеся начальной школы должны приобрести определенные навыки проектной
деятельности посредством решения проектных задач. Авторы пособия «Проект-
ные задачи в начальной школе», пишут, что, решая проектные задачи, младший
школьник фактически осваивает основы способа проектирования, и это должно
помочь ему в дальнейшем содержательно и грамотно освоить проектную (учебно-
проектную) деятельность.78 Под проектной задачей в данном случае подразумева-
ется задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стиму-
77 Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада:
пособие для педагогов ДОО / Л. В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – С. 39.
78 Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Б. Воронцова.
2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С. 67.
103