Page 100 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 100
ской основы федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования.73 Формально данный документ не относится к дошкольному воспи-
танию, но представленные в нем базовые национальные ценности (патриотизм,
социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука,
традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечест-
во)74 могут быть ориентирами в воспитательном процессе. Авторы Концепции
определяют базовые национальные ценности как основные моральные ценности,
приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных,
социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа
Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечи-
вающие успешное развитие страны в современных условиях.
Целевые ориентиры, задачи, принципы, направления развития детей до-
школьного возраста обозначены в ФГОС 2013 г.75 Целесообразно выделить ряд
основополагающих моментов, связанных с актуальностью гражданско-
патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:
программы дошкольного образования направлены на приобщение де-
тей к социокультурным нормам (принятым в обществе правилам общежития, по-
ведения, негласным нравственным законам), традициям семьи (межпоколенным,
этнокультурным), общества и государства;
современное поликультурное общество требует от дошкольника на-
чальных навыков толерантного общения с другими людьми (а это означает при-
обретение навыков дружеского отношения к «иным» – тем, у кого другое соци-
альное происхождение и социальный статус, другой пол, цвет кожи, разрез глаз,
язык, религия и др.);
воспитатель и другие работники дошкольного образовательного учреж-
дения должны уметь выстраивать образовательный процесс и общение детей с
учетом их этнокультурной принадлежности, создавать условия для знакомства
детей с культурой разных народов, населяющих современную Россию;
основой включенности дошкольников в процесс познания мира, вклю-
чая отношения человека и государства, человека и общества, человека и другого
человека (в семье, группе детского сада и др.), является значимая, интересная,
эмоционально-насыщенная деятельность во всем многообразии ее видов и форм,
и от педагогов требуется серьезная работа по определению и грамотному распре-
73 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного разви-
тия и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. – С. 8.
74 Там же. С. 18–19.
75 См.: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образова-
ния (утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации
№ 1155 от 17 октября 2013 г.). – М.: УЦ «Перспектива», 2014. – 32 с.
99