Page 99 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 99
проступки, не представляющие большой общественной опасности) и крими-
ногенный уровень (преступные деяния);
• социальный, когда отклоняющееся поведение носит асоциальный харак-
тер, но не является противоправным (бродяжничество как следствие детской
безнадзорности и беспризорности, алкоголизм, наркомания, аутоагрессивное
поведение и т. д.).
Существует целый ряд причин появления «трудных» детей и подростков:
• индивидные (психобиологические особенности ребенка: нервно-психоло-
гические патологии и заболевания, акцентуации характера, задержка психи-
ческого развития, нарушения в психофизическом развитии); в этих случаях
несовершеннолетние нуждаются в психолого-педагогической и медицинской
помощи;
• психолого-педагогические (дефекты семейного и школьного воспитания);
• социально-психологические (неблагоприятные особенности взаимодей-
ствия несовершеннолетних с ближайшим окружением – семьей, улицей, дет-
ским коллективом и пр.);
• личностные (активно-избирательное отношение несовершеннолетнего к
предпочитаемой среде общения, общественным нормам и ценностям, педаго-
гическим воздействиям);
• социальные (социокультурные и социально-экономические условия су-
ществования общества); к примеру, проживание ребенка в «трудном» (крими-
нальном) районе.
На основании деформаций стержневых психологических качеств личности
и основных черт характера можно разделить «трудных детей» на две группы.
Первая группа – дети с отклонениями в нравственном развитии, которые
кажутся педагогам «естественными», «нормальными», «небольшими» (лени-
вые, пассивные, недисциплинированные, лживые и др.). Основные причины
таких недостатков – это фактическая безнадзорность ребенка в семье и отсюда
воздействие на него отрицательных примеров; отсутствие в семье единой твер-
дой линии воспитания, то, что обычно порождает слабохарактерность у детей,
неуверенность, двоедушие, безответственность; избалованность ребенка в се-
мье, недостаточная требовательность к нему; применение физических наказа-
ний, что приводит к возникновению лживости, трусости; отсутствие четкого
режима дня в семье, вызывающее у детей беспорядочность, рассеянность, не-
аккуратность.97
Вторая группа детей – дети с акцентуацией характера и темперамента (пе-
дантичные, демонстративные, застревающие, возбудимые и т. п.). Акцентуация
характера – крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных
97 Левитов Н. Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправ-
лять. – М.: Издательство Академии пед. наук РСФСР, 1961. – С. 10.
97