Page 98 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 98
Источник Определение
Педагогический энциклопедический просчеты воспитателей, родителей, дефек-
словарь ты психического и социального развития,
особенности характера и другие личност-
ные характеристики воспитанников, за-
трудняющим социальную адаптацию,
усвоение учебных программ и социальных
ролей (2005)**
Трудные дети – категория детей, демонстри-
рующих явные отклонения в личностном
развитии (2009)***
** Перефразировано от термина «трудновоспитуемость». См.: Коджаспирова Г.М. Словарь
по педагогике (междисциплинарный). – С. 358.
*** Педагогический энциклопедический словарь. – С. 291.
Основные признаки «трудного ребенка»:
• наличие отклоняющегося от нормы поведения (отклоняющееся поведение:
делинквентное или девиантное), при этом норма и степень отклонения чаще
всего определяются тестовыми и экспериментальными методиками, симптома-
тическим наблюдением; кроме того, понятие «отклоняющееся поведение» ни в
коем случае нельзя путать с такими терминами, как «отклонение в развитии»,
«задержка в развитии», «отставание в развитии»;
• трудность исправления и корригирования его поведения (в этом смысле
нужно различать понятия «трубный ребенок» и «педагогически запущенный
ребенок», так как последний может относительно легко поддаться перевоспи-
танию);
• такому ребенку чаще всего трудно не только с окружающими, но и с самим
собой (речь идет о педантичных, эмотивных, экзальтированных и некоторых
других детях).
Такие дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны
воспитателей и коллектива сверстников. Их нельзя считать детьми с «дурной
наследственностью», плохими и безнадежно испорченными – они требуют
особого внимания и участия окружающих.
Отклоняющееся поведение – поведение, устойчивое повторяющееся в нару-
шениях социальных норм.96 Специалисты выделяют два важных аспекта такого
поведения:
• юридический, когда отклоняющееся поведение выражается в противо-
правном поведении (девиантное поведение, правонарушения, преступные дей-
ствия); в данном случае принять выделять докриминогенный уровень (мелкие
96 Педагогический энциклопедический словарь. – С. 182.
96