Page 98 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 98

Источник                        Определение
Педагогический энциклопедический  просчеты воспитателей, родителей, дефек-
словарь                           ты психического и социального развития,
                                  особенности характера и другие личност-
                                  ные характеристики воспитанников, за-
                                  трудняющим социальную адаптацию,
                                  усвоение учебных программ и социальных
                                  ролей (2005)**
                                  Трудные дети – категория детей, демонстри-
                                  рующих явные отклонения в личностном
                                  развитии (2009)***

** Перефразировано от термина «трудновоспитуемость». См.: Коджаспирова Г.М. Словарь
по педагогике (междисциплинарный). – С. 358.
*** Педагогический энциклопедический словарь. – С. 291.

    Основные признаки «трудного ребенка»:
    • наличие отклоняющегося от нормы поведения (отклоняющееся поведение:
делинквентное или девиантное), при этом норма и степень отклонения чаще
всего определяются тестовыми и экспериментальными методиками, симптома-
тическим наблюдением; кроме того, понятие «отклоняющееся поведение» ни в
коем случае нельзя путать с такими терминами, как «отклонение в развитии»,
«задержка в развитии», «отставание в развитии»;
    • трудность исправления и корригирования его поведения (в этом смысле
нужно различать понятия «трубный ребенок» и «педагогически запущенный
ребенок», так как последний может относительно легко поддаться перевоспи-
танию);
    • такому ребенку чаще всего трудно не только с окружающими, но и с самим
собой (речь идет о педантичных, эмотивных, экзальтированных и некоторых
других детях).
    Такие дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны
воспитателей и коллектива сверстников. Их нельзя считать детьми с «дурной
наследственностью», плохими и безнадежно испорченными – они требуют
особого внимания и участия окружающих.
    Отклоняющееся поведение – поведение, устойчивое повторяющееся в нару-
шениях социальных норм.96 Специалисты выделяют два важных аспекта такого
поведения:
    • юридический, когда отклоняющееся поведение выражается в противо-
правном поведении (девиантное поведение, правонарушения, преступные дей-
ствия); в данном случае принять выделять докриминогенный уровень (мелкие

96 Педагогический энциклопедический словарь. – С. 182.

                                               96
   93   94   95   96   97   98   99   100   101   102   103