Page 100 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 100
черт.98 Особенно отчетливо акцентуации характера проявляются в подростко-
вом возрасте, но в дальнейшем сглаживаются, компенсируются или переходят
в скрытое состояние. Психологи выделяют характерологические «пунктики»
личности (акцентуации), которые существенно отличают людей друг от друга
(табл. 3).
Типы акцентуаций личности99 Таблица 3
Основные черты Проявления в школе Необходимые действия
и их последствия
– постоянное (или частое) Гипертимный тип – коррекционная работа
пребывание в приподнятом – неусидчивость и недисци- психолога с обучающимися;
состоянии; плинированность в учебном – разъяснение педагогу
– приподнятое настроение процессе, что мешает педа- сущности такого поведения
сочетается с высокой актив- гогу в проведении занятий; ребенка;
ностью и жаждой деятель- – недостаток чувства дис- – объяснение педагогу по-
ности; танции со старшими (по по- ведения ребенка особенно-
– склонность к озорству, об- ложению и по возрасту); стью характерологии, а не
щительность, повышенная – особые трудности у уча- негативной учебной моти-
словоохотливость; щихся возникают в ситуаци- вацией;
– оптимистический взгляд ях строгой регламентации, – необходимо научить ре-
на мир даже при возникно- жесткой дисциплины, по- бенка проверять свою ра-
вении трудностей; стоянной навязчивой опеки боту (при необходимости
– преодоление трудностей и мелочного контроля; используя прием дистанци-
без особых усилий в силу – у педагога формируется рования);
присущей активности и дея- устойчиво стереотипное не- – важно не пытаться изме-
тельности; гативное отношение к тако- нить темп деятельности,
– склонность к риску му учащемуся; особенно с помощью ин-
– зачастую педагог воспри- струкций типа «не торо-
нимает такое поведение как пись» (ребенок всё равно
злонамеренное; будет работать в том темпе,
– такие дети чаще всего по- в котором ему комфортно);
падают на учет за соверше- – необходимо создать у та-
ние различных правонару- ких детей ощущение важ-
шений ности ситуации контроль-
ной работы или экзамена
– честолюбие, стремление Застревающий тип – беседы при удобном слу-
«обойти» конкурентов не – ссоры с одноклассниками; чае;
совсем тактичными спосо- – обиды на педагогов; – акцентирование внима-
бами; – изменение личного отно- ния к проблеме разруши-
шения к людям в случае по- тельности обид;
лученной обиды;
98 Петровский А. В. Психология. – С. 462.
99 Составлено автором пособия на основании: Реан А. А. Психология личности. – С. 74–83;
Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – С. 205–225.
98