Page 100 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 100

черт.98 Особенно отчетливо акцентуации характера проявляются в подростко-
вом возрасте, но в дальнейшем сглаживаются, компенсируются или переходят
в скрытое состояние. Психологи выделяют характерологические «пунктики»
личности (акцентуации), которые существенно отличают людей друг от друга
(табл. 3).

                Типы акцентуаций личности99                Таблица 3

Основные черты                Проявления в школе           Необходимые действия
                                и их последствия

– постоянное (или частое)          Гипертимный тип         – коррекционная работа
пребывание в приподнятом      – неусидчивость и недисци-   психолога с обучающимися;
состоянии;                    плинированность в учебном    – разъяснение педагогу
– приподнятое настроение      процессе, что мешает педа-   сущности такого поведения
сочетается с высокой актив-   гогу в проведении занятий;   ребенка;
ностью и жаждой деятель-      – недостаток чувства дис-    – объяснение педагогу по-
ности;                        танции со старшими (по по-   ведения ребенка особенно-
– склонность к озорству, об-  ложению и по возрасту);      стью характерологии, а не
щительность, повышенная       – особые трудности у уча-    негативной учебной моти-
словоохотливость;             щихся возникают в ситуаци-   вацией;
– оптимистический взгляд      ях строгой регламентации,    – необходимо научить ре-
на мир даже при возникно-     жесткой дисциплины, по-      бенка проверять свою ра-
вении трудностей;             стоянной навязчивой опеки    боту (при необходимости
– преодоление трудностей      и мелочного контроля;        используя прием дистанци-
без особых усилий в силу      – у педагога формируется     рования);
присущей активности и дея-    устойчиво стереотипное не-   – важно не пытаться изме-
тельности;                    гативное отношение к тако-   нить темп деятельности,
– склонность к риску          му учащемуся;                особенно с помощью ин-
                              – зачастую педагог воспри-   струкций типа «не торо-
                              нимает такое поведение как   пись» (ребенок всё равно
                              злонамеренное;               будет работать в том темпе,
                              – такие дети чаще всего по-  в котором ему комфортно);
                              падают на учет за соверше-   – необходимо создать у та-
                              ние различных правонару-     ких детей ощущение важ-
                              шений                        ности ситуации контроль-
                                                           ной работы или экзамена

– честолюбие, стремление           Застревающий тип        – беседы при удобном слу-
«обойти» конкурентов не       – ссоры с одноклассниками;   чае;
совсем тактичными спосо-      – обиды на педагогов;        – акцентирование внима-
бами;                         – изменение личного отно-    ния к проблеме разруши-
                              шения к людям в случае по-   тельности обид;
                              лученной обиды;

98 Петровский А. В. Психология. – С. 462.
99 Составлено автором пособия на основании: Реан А. А. Психология личности. – С. 74–83;
Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – С. 205–225.

                                               98
   95   96   97   98   99   100   101   102   103   104   105