Page 97 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 97

циальной дезаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и
требованиям ближайшего окружения: семьи, школы и т. д. Причины такого
поведения связаны с целым рядом факторов:

    • внутренние трудности переходного возраста, связанные с кардинальной
перестройкой гормональных процессов;

    • изменением Я-концепции (относительно устойчивой, переживаемой как
неповторимой системой представлений индивида о самом себе);

    • неопределенностью социального положения подростков, которые уже не
ребенок и стремится к взрослости, но во многом еще остается ребенком;

    • противоречиями, обусловленными перестройкой механизмов социально-
го контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних
ном и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предпола-
гающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились.94

    В большинстве случаев дети справляются с этими ситуациями самостоя-
тельно или пользуясь поддержкой взрослых и сверстников. Вместе с тем в со-
временной литературе, энциклопедических словарях понятие «трудные» дети
сохраняется (иногда в словосочетании «трудновоспитуемые») (табл. 2), и рабо-
та с такими детьми требует особого профессионально-педагогического мастер-
ства. А. С. Макаренко одним из первых высказал мысль о том, что наиболее
очевидным признаком трудновоспитуемости является активное «сопротивле-
ние ребенка воспитанию, педагогическому воздействию». Он писал: «Почему
в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогике не
изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для
всех не секрет, что такое сопротивление имеет место!».95

Определение понятия «трудные дети»  Таблица 2

                      Источник                      Определение
Степанов В. Г.                  Трудные дети – дети с отклоняющимся по-
                                ведением, трудно поддающимся корриги-
Коджаспирова Г. М.              рованию, и требующие особого внимания и
Коджаспиров А. Ю.               участия окружающих (1997)*
                                Трудновоспитуемые дети – воспитанники,
                                сознательно или бессознательно сопротив-
                                ляющиеся целенаправленному педагогиче-
                                скому воздействию по совершенно разным
                                причинам, включая педагогические

*Степанов В. Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб,
заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 10.

94 Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростка-
ми. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – С. 4–5.
95 Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. – М.: Педагогика, 1972. – С. 26.

                                               95
   92   93   94   95   96   97   98   99   100   101   102