Page 97 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 97
циальной дезаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и
требованиям ближайшего окружения: семьи, школы и т. д. Причины такого
поведения связаны с целым рядом факторов:
• внутренние трудности переходного возраста, связанные с кардинальной
перестройкой гормональных процессов;
• изменением Я-концепции (относительно устойчивой, переживаемой как
неповторимой системой представлений индивида о самом себе);
• неопределенностью социального положения подростков, которые уже не
ребенок и стремится к взрослости, но во многом еще остается ребенком;
• противоречиями, обусловленными перестройкой механизмов социально-
го контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних
ном и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предпола-
гающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились.94
В большинстве случаев дети справляются с этими ситуациями самостоя-
тельно или пользуясь поддержкой взрослых и сверстников. Вместе с тем в со-
временной литературе, энциклопедических словарях понятие «трудные» дети
сохраняется (иногда в словосочетании «трудновоспитуемые») (табл. 2), и рабо-
та с такими детьми требует особого профессионально-педагогического мастер-
ства. А. С. Макаренко одним из первых высказал мысль о том, что наиболее
очевидным признаком трудновоспитуемости является активное «сопротивле-
ние ребенка воспитанию, педагогическому воздействию». Он писал: «Почему
в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогике не
изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для
всех не секрет, что такое сопротивление имеет место!».95
Определение понятия «трудные дети» Таблица 2
Источник Определение
Степанов В. Г. Трудные дети – дети с отклоняющимся по-
ведением, трудно поддающимся корриги-
Коджаспирова Г. М. рованию, и требующие особого внимания и
Коджаспиров А. Ю. участия окружающих (1997)*
Трудновоспитуемые дети – воспитанники,
сознательно или бессознательно сопротив-
ляющиеся целенаправленному педагогиче-
скому воздействию по совершенно разным
причинам, включая педагогические
*Степанов В. Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб,
заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 10.
94 Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростка-
ми. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – С. 4–5.
95 Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. – М.: Педагогика, 1972. – С. 26.
95