Page 94 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 94
ческой и нравственной» (с. 87–88);88 «...интересы коллектива выше интересов
личности»;89 «...я считаю, что крики и визг, беганье не нужны детям»;90 и др.
Что касается производительного труда, то утраченные традиции и отсутствие
условий для организации такового не позволяют в полной мере вернуться к
этой идее Макаренко.
Вместе с тем интерес к педагогической системе педагога-новатора, чье 130-ле-
тие отмечается в 2018 г., велик, и многие его педагогические методы и приемы,
способы организации жизни коллектива актуальны до настоящего времени.
В завершение раздела хотелось бы привести два примера востребованно-
сти макаренковских идей. Знаменитый хоккейный тренер Анатолий Тарасов
в своей книге «Совершеннолетие» (1968) пишет о том, что в ее соавторы он
должен пригласить «двух великих педагогов – Антона Семеновича Макаренко
и Константина Сергеевича Станиславского».91 Один из ведущих мировых кон-
сультантов по развитию организаций, создатель теории социального развития,
один из ведущих мировых экспертов в области повышения эффективности ве-
дения бизнеса и правительственной деятельности, американский и македон-
ский писатель, читающий лекции более чем в 50 странах Ицхак Адизес на Ин-
вестиционном форуме в г. Сочи в сентябре 2012 г. сказал: «Лично мне в жизни
пригодились две книги... Одну книгу я прочел в 10-летнем возрасте, это книга
Гайдара «Тимур и его команда. А сегодня книга, которую я знаю до сих пор поч-
ти наизусть, – это книга А. С. Макаренко «Педагогическая поэма. Эти две книги
сделали меня тем, кто я есть».92
Советуем прочитать труды А. С. Макаренко
• К вопросу об организации кабинета научной педагогики (1925)
• Педагогическая поэма (1931)
• Педагоги пожимают плечами (1932)
• Максим Горький в моей жизни (1936)
• Воспитание в труде (1937)
• Выбор профессии (1937)
• Воспитание культурных навыков (1937)
• Дисциплина (1937)
• Игра (1937)
• Книга для родителей (1937)
• Общие условия семейного воспитания (1937)
• О родительском авторитете (1937)
88 Макаренко А. С. Дисциплина, режим, наказания и поощрения // Макаренко А. С. Избран-
ные произведения. – М.: Учпедгиз, 1949. – С. 87–88.
89 Там же. С. 92.
90 Там же. С. 100.
91 Тарасов А. Совершеннолетие. – М.: Молодая гвардия, 1968. – С. 5.
92 Фролов А. А., Илатдинова Е. Ю., Аксенов С. И. Ицхак Адизес и Антон Макаренко – основа
успеха организации // Народное образование. – 2016. – № 1. – С. 7–8, 17.
92