Page 96 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 96

4. «ТРУДНЫЕ» СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ

                                                         Вот он сидит перед нами, взгляните.
                                                         Сжался пружиной, отчаялся он.
                                                         С миром оборваны тонкие нити.
                                                         Словно стена, без дверей и окон.
                                                         Вот они главные истины эти:
                                                         Поздно заметили... Поздно учли...
                                                         Нет! Не рождаются трудными дети!
                                                         Просто им вовремя не помогли.

                                                                                     С. Давыдычев (1927–1988),
                                                                                 советский детский писатель

         4.1. «Трудные» дети: причины появления, основные признаки

    В предыдущем разделе был представлен опыт А. С. Макаренко в работе с не-
совершеннолетними правонарушителями в колонии им. А. М. Горького и ком-
муне им. Ф. Э. Дзержинского в 1920–1930-е гг. Это были дети, имевшие нега-
тивный социальный опыт, среди которых было много бывших беспризорников
и детей-сирот. Именно тогда в педагогику пришло понятие «трудные» дети»,
ставшее особенно распространенным после Великой Отечественной войны,
когда значительно выросло количество беспризорных детей, детей-сирот, ли-
шенных внимания родителей.

    В настоящее время с большинством детей в образовательном учреждении
педагогу работать легко и радостно, хотя все дети проходят через определен-
ные трудности внутреннего развития, в частности, через возрастные кризисы.
Как и взрослые (родители и педагоги), они встречаются в жизни с серьезными
препятствиями, влекущими за собой отрицательные эмоциональные состо-
яния и сложности в отношениях с окружающими людьми. Детей, чье воспи-
тание вызывает особые трудности, называют по-разному: «педагогически за-
пущенными», «социально запущенными», «социально незащищенными», «с
«отклоняющимся поведением», «трудновоспитуемыми», «дезадаптированны-
ми», «социально заброшенными», с «девиантным поведением», с «делинквент-
ным поведением», с «асоциальным поведением», с «антиобщественным пове-
дением и т.п. Общим можно считать то, что всех перечисленных детей авторы
исследований по данной проблематике относят к категории «трудных».

    Подростковый возраст является трудным этапом развития личности, так
как именно на этом этапе могут возникнуть неблагоприятные особенности
личности. Свойственные представителям «группы риска». К детям и подрост-
кам «группы риска» относят детей с различными формами психической и со-

                                               94
   91   92   93   94   95   96   97   98   99   100   101