Page 96 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 96
4. «ТРУДНЫЕ» СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ
Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он.
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили... Поздно учли...
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давыдычев (1927–1988),
советский детский писатель
4.1. «Трудные» дети: причины появления, основные признаки
В предыдущем разделе был представлен опыт А. С. Макаренко в работе с не-
совершеннолетними правонарушителями в колонии им. А. М. Горького и ком-
муне им. Ф. Э. Дзержинского в 1920–1930-е гг. Это были дети, имевшие нега-
тивный социальный опыт, среди которых было много бывших беспризорников
и детей-сирот. Именно тогда в педагогику пришло понятие «трудные» дети»,
ставшее особенно распространенным после Великой Отечественной войны,
когда значительно выросло количество беспризорных детей, детей-сирот, ли-
шенных внимания родителей.
В настоящее время с большинством детей в образовательном учреждении
педагогу работать легко и радостно, хотя все дети проходят через определен-
ные трудности внутреннего развития, в частности, через возрастные кризисы.
Как и взрослые (родители и педагоги), они встречаются в жизни с серьезными
препятствиями, влекущими за собой отрицательные эмоциональные состо-
яния и сложности в отношениях с окружающими людьми. Детей, чье воспи-
тание вызывает особые трудности, называют по-разному: «педагогически за-
пущенными», «социально запущенными», «социально незащищенными», «с
«отклоняющимся поведением», «трудновоспитуемыми», «дезадаптированны-
ми», «социально заброшенными», с «девиантным поведением», с «делинквент-
ным поведением», с «асоциальным поведением», с «антиобщественным пове-
дением и т.п. Общим можно считать то, что всех перечисленных детей авторы
исследований по данной проблематике относят к категории «трудных».
Подростковый возраст является трудным этапом развития личности, так
как именно на этом этапе могут возникнуть неблагоприятные особенности
личности. Свойственные представителям «группы риска». К детям и подрост-
кам «группы риска» относят детей с различными формами психической и со-
94