Page 102 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 102

Основные черты                       Проявления в школе           Необходимые действия
                                       и их последствия      гружаться в свои сомнения,
                                                             а своевременно переходить
                              – любят порядок на рабочем     к следующим действиям и
                              месте и не терпят, когда дру-  мыслям
                              гие трогают их вещи;
                              – действуют в соответствии
                              со строгим порядком и нерв-
                              ничают, когда этот порядок
                              нарушается;
                              – испытывают трудности в
                              общении

– повышенная тревожность;            Тревожный тип           – необходимо воспитывать
– беспокойство по поводу      – ребенок сильно нервнича-     волю и смелый мужествен-
возможных неудач;             ет во время контрольных, на    ный характер, умение по-
– беспокойство за свою судь-  уроках постоянно переспра-     стоять за себя и дать отпор
бу и судьбу близких, хотя     шивает, требует подробного     обидчикам;
поводы для этого незначи-     объяснения;                    – педагогам нельзя быть с
тельны;                       – быстро устает, утомляет-     такими детьми чересчур
– робость, иногда с проявле-  ся, тяжело переключается на    категоричными и требова-
нием покорности;              другую деятельность (уста-     тельными;
– постоянная насторожен-      лость от постоянного кон-      – таких детей нужно под-
ность перед внешними об-      троля и напряжения);           бадривать и вселять в них
стоятельствами сочетается с   – если не удается сразу вы-    уверенность в успехе (по-
неуверенностью в собствен-    полнить задание, отказыва-     вышение самооценки);
ных силах;                    ется от дальнейшего выпол-     – категорически нельзя
– желает произвести на        нения;                         сравнивать таких детей
окружающих хорошее впе-       – окружающие дети, подме-      друг с другом;
чатление: твердо знает, как   чая их боязливость, нередко    – нужно обучать ребенка
надо себя вести, чтобы не     их обижают и даже бьют         способам снятия мышеч-
было проблем и замечаний:                                    ного и эмоционального на-
не говорить неправду, не                                     пряжения;
опаздывать, не испытывать                                    – следует обучать ребёнка
ни к кому неприязни, пере-                                   умению управлять собой в
ходить улицу только на зе-                                   конкретных, наиболее вол-
леный свет, уметь достойно                                   нующих для него ситуаци-
проигрывать и т.д.                                           ях;
                                                             – занятия ритмикой, гимна-
                                                             стикой

Циклотимический (аффективно-лабильный) тип

– нередкая и неслучайная      – учатся неровно, случивши-    – пристальное внимание;
смена гипертимических и       еся упущения наверстывают      – особая эмоциональная и
дистимических состояний;      с трудом, порождают в себе     психологическая поддерж-
– при гипертимической фазе    отвращение к занятиям;         ка во время спада (особен-
радостные события вызы-       – бывают навязчивы в об-       но в присутствии сверстни-
вают не только радостные      щении или, наоборот, зам-      ков);
эмоции, но и жажду деятель-   кнуты

                              100
   97   98   99   100   101   102   103   104   105   106   107