Page 93 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 93

Педагогические идеи       Воплощение       Возможности использования
          А. С. Макаренко   при А. С. Макаренко  опыта в современных условиях

Воспитание единственно-     на настоящую высоту, если это не авторитет выскочки и
го сына или дочери – более  хвастуна, а авторитет члена коллектива. Если вам удастся
трудное дело, чем воспита-  воспитать своего сына так, что он будет гордиться целым
ние нескольких детей        заводом, на котором отец работает, если его будут радовать
Глубочайший смысл воспи-    успехи этого завода – значит, вы воспитали его правильно»
тательной работы семейного
коллектива заключается в    «Только в семье, где есть несколько детей, родительская
отборе и воспитании высо-   забота может иметь нормальный характер. Она равномер-
ких, нравственно-оправдан-  но распределяется между всеми. В большой семье ребенок
ных потребностей лично-     привыкает с малых лет к коллективу, приобретает опыт
сти-коллективиста           взаимной связи»

                            Важнейшие качества при общении с ребенком: серьезность,
                            простота и искренность.
                            Не должно быть парникового воспитания, ребенок должен
                            учиться противостоять отрицательным воздействиям.
                            В семейном воспитании нет ничего второстепенного: нуж-
                            но читать детям сказки, ходить сними в театр, кино и т.п.,
                            воспитывать их эстетически

    Если суммировать общие принципы и методы воспитательной работы,
предложенные А. М. Макаренко для школы, то можно выделить следующие:
воспитание в коллективе и через коллектив, гуманизм и оптимизм, производи-
тельный труд, демократические, равноправные отношения между учителями
и учениками, воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера
и дисциплины, педагогическое мастерство, постоянный творческий экспери-
мент, сочетание труда и отдыха и др.

    Вместе с тем целый ряд педагогических позиций А. С. Макаренко вызывают
в настоящее время сомнения: «Нужно воспитывать не для индивидуального
счастья, а для общего счастья и общей борьбы»;85 «Социалистическое обще-
ство основано на принципе коллективности. В нем не должно быть уединен-
ной личности, то выпяченной в виде прыща, то размельченной в придорожную
пыль, а есть член социалистического коллектива»;86 «Наш воспитанник, кто бы
он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного
совершенства, только как добрый или честный человек. Он всегда должен вы-
ступать прежде всего как член своего коллектива, как член общества, отвечаю-
щий за поступки не только свои, но и своих товарищей»;87 «В нашем обществе
недисциплинированность, недисциплинированный человек – это человек, вы-
ступающий против общества, а такого человека мы рассматриваем не только
с точки зрения внешнего технического удобства, но с точки зрения полити-

85 Макаренко А. С. Избранные труды. – М.: Учпедгиз, 1949. – С. 8.
86 Макаренко А. С. Цель воспитания // Макаренко А. С. Избранные труды. – М.: Учпедгиз,
1949. – С. 28.
87 Там же. – С. 30.

                                               91
   88   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98