Page 84 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 84

Педагогические идеи                      Воплощение        Возможности использования
  А. С. Макаренко                   при А. С. Макаренко   опыта в современных условиях
                             Коммунары участвовали в      В случае участия в трудо-
Целесообразно       раннее   общественном труде, про-     вой деятельности у ребенка
включение детей в произво-   изводили нужные вещи «не     уходит уверенность в том,
дительный труд, так как он   из идеалистических сооб-     что его обязаны кормить,
изменяет социальный ста-     ражений альтруизма и не-     одевать и т.д., что у него нет
тус детей, превращая их во   стяжания», а из стремления   никаких обязанностей по
«взрослых» граждан со все-   к своему и коллективному     отношению к обществу.
ми вытекающими правами и     заработку.                   Опыт школ Кировской об-
обязанностями. Идея «без-    При выходе из коммуны у      ласти в 1940–1960-е гг.: вы-
заботного детства» чужда     каждого выпускника был       ращивание кукурузы, льна,
социалистическому обще-      счет в сберегательной кассе  картофеля, разведение кур,
ству. Единственная форму-                                 кроликов, получение прав
ла радостного детства – по-   Идея «параллельного дей-    трактористов и автоводите-
сильная трудовая нагрузка.   ствия» производственного и   лей, работа в поле, сотруд-
В трудовой деятельности      педагогического процессов.   ничество с заводами, орга-
необходимо обратить осо-     Создана система, в которой   низация учебных цехов в
бое внимание на развитие     безусловно доминировали      школах и т.д.*****
умения планировать свою      педагогические задачи, но    Опыт 1970–1980-х гг.:
работу, бережно относиться   при «экономном и точном      – школьники азербайд-
ко времени, орудиям произ-                                жанского села Халдан раз-
водства и материалам труда,                               вернули промышленное
на качество работы                                        выращивание саженцев то-
                                                          полей, роз, чинар, посадили
Воспитывает не только и                                   несколько аллей в честь па-
не столько сам воспита-                                   мятных дат;
тель, сколько среда, кото-                                – ученики В. А. Сухомлин-
рая организуется наиболее                                 ского вспахали, засадили ви-
выгодным образом вокруг                                   ноградом пустующий косо-
центрального пункта – про-                                гор, ухаживали, спа¬сали от
цесса хозяйствования                                      заморозков, а когда вырасти-
                                                          ли виноград, первые грозди
                                                          вынесли прямо из сада вете-
                                                          ранам войны и труда, пенси-
                                                          онерам, жителям села
                                                          Участие подростков в по-
                                                          сильном производительном
                                                          труде.
                                                          Необходимость заключения
                                                          трудовых договоров с несо-
                                                          вершеннолетними.

***** Помелов В. Б. Трудовое воспитание школьников в Кировской области в 1940–
1960-е гг. (в связи с идеями А. С. Макаренко) // Педагогика А. С. Макаренко: воспитание и
жизнь (достижения и проблемы): материалы международной научно-практ. конф., посвя-
щенной 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко (28-29 марта 2013 г.) / Сост. Е. Ю. Илал-
тдинова, С. И. Аксенов; под ред. А. А. Фролова. – Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. –
С. 118–121.

                                               82
   79   80   81   82   83   84   85   86   87   88   89