Page 84 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 84
Педагогические идеи Воплощение Возможности использования
А. С. Макаренко при А. С. Макаренко опыта в современных условиях
Коммунары участвовали в В случае участия в трудо-
Целесообразно раннее общественном труде, про- вой деятельности у ребенка
включение детей в произво- изводили нужные вещи «не уходит уверенность в том,
дительный труд, так как он из идеалистических сооб- что его обязаны кормить,
изменяет социальный ста- ражений альтруизма и не- одевать и т.д., что у него нет
тус детей, превращая их во стяжания», а из стремления никаких обязанностей по
«взрослых» граждан со все- к своему и коллективному отношению к обществу.
ми вытекающими правами и заработку. Опыт школ Кировской об-
обязанностями. Идея «без- При выходе из коммуны у ласти в 1940–1960-е гг.: вы-
заботного детства» чужда каждого выпускника был ращивание кукурузы, льна,
социалистическому обще- счет в сберегательной кассе картофеля, разведение кур,
ству. Единственная форму- кроликов, получение прав
ла радостного детства – по- Идея «параллельного дей- трактористов и автоводите-
сильная трудовая нагрузка. ствия» производственного и лей, работа в поле, сотруд-
В трудовой деятельности педагогического процессов. ничество с заводами, орга-
необходимо обратить осо- Создана система, в которой низация учебных цехов в
бое внимание на развитие безусловно доминировали школах и т.д.*****
умения планировать свою педагогические задачи, но Опыт 1970–1980-х гг.:
работу, бережно относиться при «экономном и точном – школьники азербайд-
ко времени, орудиям произ- жанского села Халдан раз-
водства и материалам труда, вернули промышленное
на качество работы выращивание саженцев то-
полей, роз, чинар, посадили
Воспитывает не только и несколько аллей в честь па-
не столько сам воспита- мятных дат;
тель, сколько среда, кото- – ученики В. А. Сухомлин-
рая организуется наиболее ского вспахали, засадили ви-
выгодным образом вокруг ноградом пустующий косо-
центрального пункта – про- гор, ухаживали, спа¬сали от
цесса хозяйствования заморозков, а когда вырасти-
ли виноград, первые грозди
вынесли прямо из сада вете-
ранам войны и труда, пенси-
онерам, жителям села
Участие подростков в по-
сильном производительном
труде.
Необходимость заключения
трудовых договоров с несо-
вершеннолетними.
***** Помелов В. Б. Трудовое воспитание школьников в Кировской области в 1940–
1960-е гг. (в связи с идеями А. С. Макаренко) // Педагогика А. С. Макаренко: воспитание и
жизнь (достижения и проблемы): материалы международной научно-практ. конф., посвя-
щенной 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко (28-29 марта 2013 г.) / Сост. Е. Ю. Илал-
тдинова, С. И. Аксенов; под ред. А. А. Фролова. – Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. –
С. 118–121.
82