Page 79 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 79
Педагогические идеи Воплощение Возможности использования
А. С. Макаренко при А. С. Макаренко опыта в современных условиях
Требовательное отношение Выстраивание жизни кол-
Фактическое равенство прав ко всем колонистам (комму- лектива школы на основе
и обязанностей воспитан- нарам). Устава и других разработан-
ников Равные голоса колонистов ных органами соуправления
Воспитывается не один че- на общем собрании и самоуправления докумен-
ловек, а весь коллектив тов
Решение об исключении то- Выполнение коллективных
«Коллектив – не толпа. Кол- варища – это взятие на себя проектов, требующих об-
лектив есть социальный ор- больших обязательств и от- щих усилий, дающих воз-
ганизм, следовательно, он ветственности (применяя можность раскрыть спо-
обладает органами управле- эту меру наказания, коллек- собности всех участников
ния и координации, упол- тив тем самым прежде все- проекта.
номоченными в первую оче- го выражает коллективный Контроль за выполнением
редь представлять интересы гнев, коллективные требо- поручений.
коллектива и общества». вания, коллективный опыт. Коллективная ответствен-
Демократия: выборность ко- «Волкова украл, с Волковым ность за общее дело, реа-
мандиров должна быть де- ведется отдельная работа по лизацию классного или об-
лом естественным, справед- этому случаю, но замечания, щешкольного проекта
ливым и понятным каждому известные минусы, ставятся Развитие органов учени-
не Волкову, а отряду. Отряд ческого самоуправления,
Каждый коммунар должен отвечает целиком за то, что школьного соуправления:
многократно пребывать как Волков что-то украл» – Устав (Конституция) шко-
в роли руководителя, то есть Устав, выработанный самим лы или детского дома;
коллективом. – публичные отчеты всех
Общественное мнение в органов соуправления и
лице совета командиров и самоуправления перед кол-
общего собрания. лективом образовательного
Никто не мог отменить ре- учреждения
шение общего собрания;
именно оно определяло Переход от иерархической
жизнь, труд, быт, досуг, от- системы самоуправления к
дых всего коллектива, а ино- модульной, при которой
гда и одного человека.
Воспитанники имели право
свободно и открыто на об-
щих собраниях обсуждать и
принимать решения по всем
вопросам своей жизни.
Анализ деятельности кол-
лектива проводился посто-
янно и гласно не заведую-
щим коммуной, а советом
командиров
Широкое использование ме-
тода полномочий и поруче-
ний, когда ребенок реально
77