Page 79 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 79

Педагогические идеи                Воплощение         Возможности использования
          А. С. Макаренко            при А. С. Макаренко    опыта в современных условиях
                              Требовательное отношение      Выстраивание жизни кол-
Фактическое равенство прав    ко всем колонистам (комму-    лектива школы на основе
и обязанностей воспитан-      нарам).                       Устава и других разработан-
ников                         Равные голоса колонистов      ных органами соуправления
Воспитывается не один че-     на общем собрании             и самоуправления докумен-
ловек, а весь коллектив                                     тов
                              Решение об исключении то-     Выполнение коллективных
«Коллектив – не толпа. Кол-   варища – это взятие на себя   проектов, требующих об-
лектив есть социальный ор-    больших обязательств и от-    щих усилий, дающих воз-
ганизм, следовательно, он     ветственности (применяя       можность раскрыть спо-
обладает органами управле-    эту меру наказания, коллек-   собности всех участников
ния и координации, упол-      тив тем самым прежде все-     проекта.
номоченными в первую оче-     го выражает коллективный      Контроль за выполнением
редь представлять интересы    гнев, коллективные требо-     поручений.
коллектива и общества».       вания, коллективный опыт.     Коллективная ответствен-
Демократия: выборность ко-    «Волкова украл, с Волковым    ность за общее дело, реа-
мандиров должна быть де-      ведется отдельная работа по   лизацию классного или об-
лом естественным, справед-    этому случаю, но замечания,   щешкольного проекта
ливым и понятным каждому      известные минусы, ставятся    Развитие органов учени-
                              не Волкову, а отряду. Отряд   ческого самоуправления,
Каждый коммунар должен        отвечает целиком за то, что   школьного соуправления:
многократно пребывать как     Волков что-то украл»          – Устав (Конституция) шко-
в роли руководителя, то есть  Устав, выработанный самим     лы или детского дома;
                              коллективом.                  – публичные отчеты всех
                              Общественное мнение в         органов соуправления и
                              лице совета командиров и      самоуправления перед кол-
                              общего собрания.              лективом образовательного
                              Никто не мог отменить ре-     учреждения
                              шение общего собрания;
                              именно оно определяло         Переход от иерархической
                              жизнь, труд, быт, досуг, от-  системы самоуправления к
                              дых всего коллектива, а ино-  модульной, при которой
                              гда и одного человека.
                              Воспитанники имели право
                              свободно и открыто на об-
                              щих собраниях обсуждать и
                              принимать решения по всем
                              вопросам своей жизни.
                              Анализ деятельности кол-
                              лектива проводился посто-
                              янно и гласно не заведую-
                              щим коммуной, а советом
                              командиров
                              Широкое использование ме-
                              тода полномочий и поруче-
                              ний, когда ребенок реально

                              77
   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84