Page 89 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 89
Педагогические идеи Воплощение Возможности использования
А. С. Макаренко при А. С. Макаренко опыта в современных условиях
– не добиваться любви вос- Разработка системы наказа-
«...где нужно наказывать, питанников («кокетнича- ний и поощрений в образо-
там педагог не имеет права ние, эта погоня за любовью, вательном учреждении.
не наказывать. Наказание – эта хвастливость любовью Беседы с обучающимися на
это не только право, но и приносит большой вред вос- морально-нравственные и
обязанность в тех случаях, питателю и воспитанию») другие темы
когда наказание необходи- Наказание должно быть без
мо» физического и нравственно- Педагог должен уметь уста-
го страдания. навливать взаимодействие
Оружие воспитателя – пе- Наказание – это «пережива- с администрацией образо-
дагогическое мастерство. ние ошибки, переживание вательного учреждения, со
«Работа педагога должна отрешения от коллектива». своими коллегами, родите-
заключаться в наибольшем «...к наказанию нужно при- лями школьников и обще-
приближении к первичному бегать только в том случае, ственными организациями.
коллективу, в наибольшей когда общественное мнение Целью этого взаимодей-
дружбе с ним, в товарище- стоит на стороне наказа- ствия является формирова-
ском воспитании», с. 125. ния». ние дружной команды еди-
«Только при освобождении В коммуне им. Дзержинско-
воспитателя от формально го мог наказывать только
директор. Виды наказания
по отношению к воспитан-
никам: наряд (получасовая
работа на кухне, по уборке,
в оранжерее, но не на произ-
водстве); лишение отпуска
в выходной день; лишение
карманных денег;
увольнение с производства
и перевод на хозяйственные
работы.
По отношению к коммуна-
рам единственный вид нака-
зания – арест.
«Но, конечно, главным в
моей практике было не на-
казание, а беседы индивиду-
ального характера»
Подросток, дежурный по
коммуне, мог приказывать,
а воспитатель приказать не
мог.
Работа воспитателя заклю-
чалась в «возбуждении
активности отряда, в воз-
буждении требований кол-
лектива к отдельной лично-
сти».
87