Page 89 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 89

Педагогические идеи               Воплощение         Возможности использования
          А. С. Макаренко           при А. С. Макаренко    опыта в современных условиях
                             – не добиваться любви вос-    Разработка системы наказа-
«...где нужно наказывать,    питанников («кокетнича-       ний и поощрений в образо-
там педагог не имеет права   ние, эта погоня за любовью,   вательном учреждении.
не наказывать. Наказание  –  эта хвастливость любовью      Беседы с обучающимися на
это не только право, но и    приносит большой вред вос-    морально-нравственные и
обязанность в тех случаях,   питателю и воспитанию»)       другие темы
когда наказание необходи-    Наказание должно быть без
мо»                          физического и нравственно-    Педагог должен уметь уста-
                             го страдания.                 навливать взаимодействие
Оружие воспитателя – пе-     Наказание – это «пережива-    с администрацией образо-
дагогическое мастерство.     ние ошибки, переживание       вательного учреждения, со
«Работа педагога должна      отрешения от коллектива».     своими коллегами, родите-
заключаться в наибольшем     «...к наказанию нужно при-    лями школьников и обще-
приближении к первичному     бегать только в том случае,   ственными организациями.
коллективу, в наибольшей     когда общественное мнение     Целью этого взаимодей-
дружбе с ним, в товарище-    стоит на стороне наказа-      ствия является формирова-
ском воспитании», с. 125.    ния».                         ние дружной команды еди-
«Только при освобождении     В коммуне им. Дзержинско-
воспитателя от формально     го мог наказывать только
                             директор. Виды наказания
                             по отношению к воспитан-
                             никам: наряд (получасовая
                             работа на кухне, по уборке,
                             в оранжерее, но не на произ-
                             водстве); лишение отпуска
                             в выходной день; лишение
                             карманных денег;
                             увольнение с производства
                             и перевод на хозяйственные
                             работы.
                             По отношению к коммуна-
                             рам единственный вид нака-
                             зания – арест.
                             «Но, конечно, главным в
                             моей практике было не на-
                             казание, а беседы индивиду-
                             ального характера»
                             Подросток, дежурный по
                             коммуне, мог приказывать,
                             а воспитатель приказать не
                             мог.
                             Работа воспитателя заклю-
                             чалась в «возбуждении
                             активности отряда, в воз-
                             буждении требований кол-
                             лектива к отдельной лично-
                             сти».

                             87
   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93   94