Page 88 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 88

Педагогические идеи                Воплощение          Возможности использования
          А. С. Макаренко            при А. С. Макаренко     опыта в современных условиях
                              «У нас считают, что любой      Педагогические советы:
«Лучше совсем не иметь        человек, любой, кто угодно,    – «Воспитанный воспита-
воспитателя, чем иметь вос-   стоит его только назначить     тель: кто это?»;
питателя, который сам не      на должность воспитателя и     – «Многообразие ролей
воспитан... лучше иметь в     заплатить воспитательское      классного руководителя»;
коллективе 4 талантливых      жалованье, он может вос-       – «Учитель-предметник –
воспитателя, чем 40 беста-    питывать. А между тем это      тоже воспитатель»;
ланных и невоспитанных».      работа самая трудная, в ито-   – «Единство педагогических
Взаимоотношения педаго-       ге, возможно, работа самая     требований в школе»;
гов с питомцами должны        ответственная и требующая      – «Образ учителя в социаль-
быть не авторитарными, а      от личности не только наи-     ных сетях»;
демократичными, основан-      большего напряжения, но и      и др.
ными на товарищеском об-      больших сил, больших спо-      Разработка и реализация
щении, дружбе в процессе      собностей».                    коллективных проектов с
совместной деятельности –     Деятельность педагога оце-     участием педагогов и детей.
в поле, у станка, в классе.   нивается не только по чис-     Создание творческих групп
«Тот воспитатель, который     лу отработанных часов, «а      педагогов, работающих над
дает простор своей воле и     по результатам работы, по      решением различных педа-
обращается в самодура в       месту, занимаемому его от-     гогических проблем.
глазах коллектива, требует    рядом в междуотрядном          Разработка Кодекса педагога
того, что коллектив не по-    соревновании, по общему        школы № N.
нимает, тот победы не одер-   тону, по производственным      Коллективные выезды на
жит».                         успехам, по характеру роста    природу.
«Но там, где вы должны по-    отдельных воспитанников и      Коллективные походы в теа-
требовать, вы... должны тре-  всего отряда и, наконец, по    тры, филармонию, музеи.
бовать и добиваться выпол-    отношению к нему самого        Командное участие в спор-
нения ваших требований».      отряда».                       тивных соревнованиях сре-
Призвание учителя – «не       Требования к воспитателю:      ди педагогов.
парное морализирование,       – поставленный голос;          КВН между командами пе-
а тактичное и мудрое руко-    – умение разговаривать с ре-   дагогов и обучающихся.
водство правильным ростом     бенком;                        Тренинги педагогического
коллектива».                  – знание того, в каких случа-  общения.
Учитель не может быть бес-    ях что надо говорить;          Собственный пример пе-
страстным ментором. «...      – владение мимикой лица;       дагога-гражданина, педаго-
именно такие учителя, у ко-   – умение организовывать;       га-патриота
торых ничего нет за душой,    – умение «ходить, шутить,
кроме «обязанности», вы-      быть веселым, сердитым»;
зывают отвращение у ребят,    – вести себя так, чтобы ка-
а их «ровный голос» произ-    ждое движение воспитыва-
водит самое отталкивающее     ло;
впечатление»                  – знание того, чего он хочет
                              в данный момент и чего не
                              хочет;
                              – не действовать в одиноч-
                              ку, а добиваться результата
                              вместе с коллективом вос-
                              питателей;

                              86
   83   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93