Page 69 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 69

Педагогические идеи                Воплощение        Возможности использования
          А. С. Макаренко            при А. С. Макаренко   опыта в современных условиях
                              Создание «нормального пе-    Пример педагогов и родите-
Не вина, а беда «трудного»    дагогического общества».     лей, включение их в актив-
ребенка в том, что он – вор,  Создание среды всеобщей      ную преобразующую дея-
хулиган, дебошир, что он      ответственности за каждого.  тельность.
плохо воспитан. Причина –     Создание «воспитывающей      Детско-взрослые социаль-
социальные условия, окру-     среды» в системе человече-   ные проекты.
жающие его взрослые           ских взаимоотношений, в      Детско-взрослое образова-
                              сфере быта и на производ-    тельное производство
Вера в лучшее в человеке  –   стве
ведущее начало педагоги-      Доверие к колонистам и       Разработка системы пору-
ки. «Когда вы видите перед    коммунарам. «Когда я ру-     чений, построенных на до-
собой воспитанника... вы      ководил коммуной НКВД,       верии.
должны уметь проектиро-       то не боялся, например, по-  Поддержка инициативы и
вать больше, чем кажется      слать пятьдесят воспитан-    самостоятельности детей
для глаза... педагог в своем  ников – бывших воришек и     в выполнении различных
воспитательном деле дол-      беспризорников – на празд-   проектов.
жен брать далеко вперед,      ник открытия Краматорско-    Проектирование роста вос-
много требовать от человека   го завода»                   питанников («дорожной
и страшно уважать его...»                                  карты» развития)
Необходимость экономиче-      – включение воспитанников
ского образования             в производственные отно-     Изучение основ экономики
                              шения                        в школе.
Основой самоуправления и      – подготовка воспитанни-     Разработка бизнес-проек-
всей внутренней организа-     ка к функции организатора    тов, направленных на разви-
ции воспитательного кол-      производства                 тие школы.
лектива является производ-                                 Организация эффективных
ственно-профессиональная      Ежедневное публичное ре-     трудовых коллективов во
направленность учрежде-       шение вопросов промфин-      время летних каникул
ния                           плана, технологического      Разработка плана развития
«В самостоятельном реше-      процесса, снабжения, ра-     образовательного учрежде-
нии производственно-эко-      боты отдельных деталей,      ния совместными усилиями
номических и социальных       приспособлений, рациона-     детей и взрослых.
вопросов для коммунаров       лизации и контроля норм и    Определение возможных
находится прежде всего ме-    расценок, штатов и качества  реальных путей участия
сто приложения их обще-       персонала                    школьников в зарабатыва-
ственной энергии, но это не                                нии средств для школы
энергия людей, отказываю-     Кружок  изобретателей,
щихся от личной жизни, это    члены которого учились       Обсуждение со школьника-
                              мастерить, привлекались к    ми перспектив развития об-
                              техническому творчеству,     разовательного учреждения.
                              выполняли различные те-      Включение детей в разра-
                              кущие практические задачи    ботку и реализацию коллек-
                              для всего коллектива.        тивных проектов, в том чис-
                              Включение детей в деятель-   ле социальных.
                              ность, от результатов кото-  Поддержка инициатив обу-
                                                           чающихся в сфере обще-

                                      67
   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74