Page 69 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 69
Педагогические идеи Воплощение Возможности использования
А. С. Макаренко при А. С. Макаренко опыта в современных условиях
Создание «нормального пе- Пример педагогов и родите-
Не вина, а беда «трудного» дагогического общества». лей, включение их в актив-
ребенка в том, что он – вор, Создание среды всеобщей ную преобразующую дея-
хулиган, дебошир, что он ответственности за каждого. тельность.
плохо воспитан. Причина – Создание «воспитывающей Детско-взрослые социаль-
социальные условия, окру- среды» в системе человече- ные проекты.
жающие его взрослые ских взаимоотношений, в Детско-взрослое образова-
сфере быта и на производ- тельное производство
Вера в лучшее в человеке – стве
ведущее начало педагоги- Доверие к колонистам и Разработка системы пору-
ки. «Когда вы видите перед коммунарам. «Когда я ру- чений, построенных на до-
собой воспитанника... вы ководил коммуной НКВД, верии.
должны уметь проектиро- то не боялся, например, по- Поддержка инициативы и
вать больше, чем кажется слать пятьдесят воспитан- самостоятельности детей
для глаза... педагог в своем ников – бывших воришек и в выполнении различных
воспитательном деле дол- беспризорников – на празд- проектов.
жен брать далеко вперед, ник открытия Краматорско- Проектирование роста вос-
много требовать от человека го завода» питанников («дорожной
и страшно уважать его...» карты» развития)
Необходимость экономиче- – включение воспитанников
ского образования в производственные отно- Изучение основ экономики
шения в школе.
Основой самоуправления и – подготовка воспитанни- Разработка бизнес-проек-
всей внутренней организа- ка к функции организатора тов, направленных на разви-
ции воспитательного кол- производства тие школы.
лектива является производ- Организация эффективных
ственно-профессиональная Ежедневное публичное ре- трудовых коллективов во
направленность учрежде- шение вопросов промфин- время летних каникул
ния плана, технологического Разработка плана развития
«В самостоятельном реше- процесса, снабжения, ра- образовательного учрежде-
нии производственно-эко- боты отдельных деталей, ния совместными усилиями
номических и социальных приспособлений, рациона- детей и взрослых.
вопросов для коммунаров лизации и контроля норм и Определение возможных
находится прежде всего ме- расценок, штатов и качества реальных путей участия
сто приложения их обще- персонала школьников в зарабатыва-
ственной энергии, но это не нии средств для школы
энергия людей, отказываю- Кружок изобретателей,
щихся от личной жизни, это члены которого учились Обсуждение со школьника-
мастерить, привлекались к ми перспектив развития об-
техническому творчеству, разовательного учреждения.
выполняли различные те- Включение детей в разра-
кущие практические задачи ботку и реализацию коллек-
для всего коллектива. тивных проектов, в том чис-
Включение детей в деятель- ле социальных.
ность, от результатов кото- Поддержка инициатив обу-
чающихся в сфере обще-
67