Page 68 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 68

Педагогические идеи               Воплощение         Возможности использования
          А. С. Макаренко           при А. С. Макаренко    опыта в современных условиях
                             ные» в официальных отно-
Решающее влияние соци-       шениях с Наркоматом про-      Создание в учреждении вос-
альной среды, условий труда  свещения и его органами       питывающей среды:
и отдыха, быта на форми-                                   – материальных условий
рование мировоззрения и      «Руководство        органами  (здание школы, его ди-
нравственности личности.     школьного самоуправления      зайн, оборудование, цвето-
Все воспитывает: обстоя-     должно составить главную      вая гамма, форма одежды,
тельства, вещи, действия,    заботу директора».            внешний вид учеников, учи-
поступки людей, иногда и     «Я ни разу не позволил себе   телей и др.);
совсем незнакомых            лишить права члена коллек-    – социальных условий (харак-
                             тива и голоса ни одного ком-  тер взаимоотношений, способ
«Воспитание необходимо       мунара, вне зависимости от    взаимодействия членов орга-
организовать так, чтобы      его возраста или развития.    низации, социально-психоло-
личность человека совер-                                   гический климат и др.);
шенствовалась в целом».                                    – духовных условий (идеа-
«...самоуправление может                                   лы, ценностный потенциал,
сделаться самым эффектив-                                  идеи, творческие проявле-
ным воспитательным сред-                                   ния, традиции и др.*
ством»                                                     Организация самоуправле-
                                                           ния в школе на основе прин-
                             Общее собрание членов ком-    ципов:
                             муны было действительно ре-   – реальности и действенно-
                             альным, правящим органом».    сти;
                             Решение собрания коммуна-     – представительности и мас-
                                                           совости;
                                                           – выборности и подотчетно-
                                                           сти всех органов;
                                                           – стимулирующего и обуча-
                                                           ющего характера педагоги-
                                                           ческого руководства

                             ров об отчислении актерски
                             талантливого коммунара Те-
                             рентюка из технологическо-
                             го института и поступлении
                             его в театральный техникум
                             (в дальнейшем этот человек
                             состоялся как прекрасный
                             актер)

* Попова И. Н. Целенаправленное формирование культуры школы как педагогическая про-
блема // Воспитание успешно, если оно системно: Материалы всерос. педчтений, посв. твор-
ческому наследию Л. И. Новиковой / Под ред. А. В. Гаврилина, Н. Л. Селивановой. – Влади-
мир – М., 2006. – С. 172–174.

                                               66
   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73