Page 65 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 65

и коллектив, и наказание. Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, спо-
собным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть
счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой
нынешний день».79

    Из выступлений и статей Макаренко можно видеть, с каким огромным
количеством трудностей сталкивался педагог-новатор в реальной жизни: из-
матывающие схватки с чиновниками и бюрократами – из-за каждого рубля и
каждого гвоздя, из-за права быть на месте заведующего колонией творцом,
высококвалифицированным специалистом, хозяином; лишение работников
законной прибавки к зарплате в случае хорошей работы из-за стремления
чиновников всем дать поровну, «всем одинаково мало»; тьма бумаг в борьбе
за существование и развитие колонии; «обследование за обследованием... В
качестве обследователей приезжают мальчишки, с которыми даже говорить
трудно»; «едят даже не за ошибки, а за самое дорогое, что у меня есть, – за
мою систему. Ее вина только в том, что она моя, что она не составлена из ша-
блонов».80

    В 1938 г. его обвинили в намерении исказить революционную действи-
тельность, педагогическом непрофессионализме и некомпетентности, вреде
его книг для социалистического воспитания. После его смерти, наоборот,
произошла канонизация его идей, а его работы выходили со значительными
купюрами и комментариями идеологического характера.81 Дискуссии о педа-
гогических идеях и деятельности А. С. Макаренко продолжаются до настоя-
щего времени.

    Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов
мира, а его главный труд – «Педагогическую поэму» – сравнивают с лучшими
романами воспитания Ж. Ж. Руссо, И. Гёте, Л. Н. Тучного. Она также названа
одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Как отме-
чал французский писатель Луи Арагон, «...эта книга («Педагогическая поэма». –
Авт.) беспрецедентна... Ничто не может, не в силах остановить её заражающего
влияния, и ничто не может лишить её будущего. Я не знаю книги более свобод-
ной от ханжества» (1961). В середине 1950-е гг. зародилось основанное на опы-
те коллективной социальной активности молодежи «коммунарское движение»,
во главе которого стоял последователь Макаренко И. П. Иванов. Организован-
ные им «Союз энтузиастов», «Коммуна юных фрунзенцев», «Студенческая ком-
муна им. А. С. Макаренко» в Ленинградском государственном педагогическом
институте (ЛГПИ) им. А. И. Герцена представляли собой сводные коллективы

79 Макаренко А. С. Педагоги пожимают плечами. – С. 33.
80 Макаренко А. С. О воспитании / сост. и авт. вступ. статьи В. С. Хелемендик. – 2-е изд., пе-
рераб. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – С. 7, 8, 9.
81 Педагогический энциклопедический словарь. – С. 379.

                                               63
   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70