Page 67 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 67

Таблица 1
       Основные педагогические идеи А. С. Макаренко
и возможности их использования в современных условиях84

Педагогические идеи               Воплощение               Возможности использования
  А. С. Макаренко            при А. С. Макаренко          опыта в современных условиях

                     Особенности процесса воспитания

«Мы всегда должны стро-      Жизнь в колонии подчинена    Включение детей в процесс
ить, сооружать, ни мину-     определенному алгоритму,     активной деятельности (са-
ты застоя. Это настоящая     насыщена трудом, учебой и    моуправление, труд, приня-
жизнь, и это должно быть     творчеством.                 тие решений и др.).
главным...».                 Коммунары получали сред-     Предоставление детям пра-
«Дети – это живые жизни»,    нее образование, и многие    ва совершать ошибки и ис-
они должны не готовиться     из них поступали в высшие    правлять их.
к труду и жизни, а должны    учебные заведения.           Насыщенная    школьная
жить и трудиться, мыслить    Авиамоторный и планер-       жизнь (урочная, внеуроч-
и переживать»                ный кружки                   ная).
                                                          Участие детей в коллектив-
                                                          ных социальных проектах.
                                                          Выстроенная система об-
                                                          щения сверстников, детей и
                                                          взрослых («правила жизни»)

Среди дедуктивных поло-      Использование опыта доре-    Отказ от формализма, кам-
жений, направляющих пе-      волюционной педагогики.      панейщины в воспитатель-
дагогическое творчество,     Отказ от формалистики, по-   ной работе.
необходимо   учитывать       иск новых путей решения      Обращение к педагогиче-
«так называемый здравый      проблем воспитания «труд-    скому опыту предшествен-
смысл» (то есть то, что за-  ных» детей                   ников.
ложено «в накопленном ве-                                 Изучение педагогами трудов
ками социальном и культур-                                педагогов-классиков России
ном опыте»)                                               и мира

В каждом ребенке, каким бы   Полное  игнорирование        Педагогика сотрудничества.
он «трудным» не был, необ-   прошлого воспитанников.      Повышение квалификации
ходимо видеть человека       Закрывал их личные дела в    учителей и классных руко-
                             сейф и не знакомил с ними    водителей в вопросах вос-
                             воспитателей.                питания современных детей.
                             Полный отрыв от всех судеб-  Отказ педагогов от диктата
                             ных и карательных органов,   и менторства.
                             в том числе от комиссии по   Высокий педагогический
                             делам несовершеннолетних.    такт
                             Отказ от термина «правона-
                             рушитель» или «беспризор-

84 Макаренко А. С. О воспитании. – С. 6–410; Григорьев Д. В. Детско-взрослое образователь-
ное производство: Презентация [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pl-120.vega-int.
ru (дата обращения: 25.08.2018).

                                               65
   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72