Page 72 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 72
Педагогические идеи Воплощение Возможности использования
А. С. Макаренко при А. С. Макаренко опыта в современных условиях
«...цель моей воспитатель- Включение максимального
«...наиболее опасным эле- ной работы заключалась количества школьников в
ментом в моей работе яв- не в том, чтобы привести в социально-ориентирован-
ляется не тот, который порядок 2–3 хулиганов, в ... ную деятельность.
обращает на себя особое том, чтобы воспитать опре- Равномерное распределе-
внимание, а тот, кто от меня деленный тип гражданина, ние обязанностей в системе
прячется». выпустить боевой, актив- школьного соуправления и
Все коммунары делились на ный, жизненный характер». ученического самоуправ-
группы: «Со шпаной шел бой в лоб... ления между «активом» и
1. Действующий актив («те, С ней говорили по каждому «пассивом» с целью стиму-
которые явно для всех ведут пустяку, вызывали на общее лирования последнего к де-
коммуну»). собрание». ятельности.
2. Резерв актива (те, кто Опора на действующий ак- Первичная диагностика чле-
«приходит на помощь не- тив и его резерв. нов коллектива на предмет
медленно») Максимальное включение склонности к активной де-
3. Здоровый пассив «в круж- актива в организацию жиз- ятельности и ценностных
ках участвуют, и в физкуль- ни в коллективе. ориентиров (см. раздел 8).
турной работе, и в фото- Максимальные требования Развитие сети кружков.
кружке, и в стенной газете, к активу и резерву. Создание разновозрастных
но которые идут послушно Развитие сети кружков как коллективов.
за более старшими». инструмента для выявления Вовлечение детей в детские
4. Гниющий актив (активист, способностей детей. общественные организации.
но «там интрига, там клеве- Создание разновозрастных Приучение детей к строгому
та, уклонился от работы, там коллективов, в которых идет соблюдению обязанностей.
станок не убрал...»). передача опыта от старших Пресечение «карьеризма» в
5. «Шпана» («... могут и кассу к младшим и от младших к школьной среде, особенно
взломать, и залезть на завод, старшим среди участников учениче-
и детали украсть»). ского самоуправления
«Болото» («кое-как бредут, Наказания производились с
кое-как выполняют нормы, большим тактом и психоло- Использование педагогиче-
а чем они живут, что у них гическим учетом их эффек- ски обоснованных мер по-
в голове и на душе, как они тивности. ощрения и наказания.
относятся к коммуне, не уз- Наказание и поощрение Признание обучающихся
наешь») применялись сравнительно партнерами с равными с пе-
«Безнаказанность воспи- редко. дагогами правами.
тывает хулигана», но на- Право наказания предостав- Недопущение обесценения
казание – это не главное лялось только директору. ученических наград (грамот,
средство установления дис- Видами наказаний были: за- благодарственных писем),
циплины. мечание наедине, замечание пополняющих ученическое
«Разумная система наказа- перед классом, замечание портфолио.
ний не только законна, но и перед общим собранием Педагогический такт в об-
необходима». щении с обучающимися.
«Рабов воспитывает ... не на-
казание, а самодурство, не
ограниченная ничем беспар-
донность, позволяющая у
нас некоторым педагогам
70