Page 72 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 72

Педагогические идеи                  Воплощение         Возможности использования
          А. С. Макаренко              при А. С. Макаренко    опыта в современных условиях
                                «...цель моей воспитатель-    Включение максимального
«...наиболее опасным эле-       ной работы заключалась        количества школьников в
ментом в моей работе яв-        не в том, чтобы привести в    социально-ориентирован-
ляется не тот, который          порядок 2–3 хулиганов, в ...  ную деятельность.
обращает на себя особое         том, чтобы воспитать опре-    Равномерное распределе-
внимание, а тот, кто от меня    деленный тип гражданина,      ние обязанностей в системе
прячется».                      выпустить боевой, актив-      школьного соуправления и
Все коммунары делились на       ный, жизненный характер».     ученического самоуправ-
группы:                         «Со шпаной шел бой в лоб...   ления между «активом» и
1. Действующий актив («те,      С ней говорили по каждому     «пассивом» с целью стиму-
которые явно для всех ведут     пустяку, вызывали на общее    лирования последнего к де-
коммуну»).                      собрание».                    ятельности.
2. Резерв актива (те, кто       Опора на действующий ак-      Первичная диагностика чле-
«приходит на помощь не-         тив и его резерв.             нов коллектива на предмет
медленно»)                      Максимальное включение        склонности к активной де-
3. Здоровый пассив «в круж-     актива в организацию жиз-     ятельности и ценностных
ках участвуют, и в физкуль-     ни в коллективе.              ориентиров (см. раздел 8).
турной работе, и в фото-        Максимальные требования       Развитие сети кружков.
кружке, и в стенной газете,     к активу и резерву.           Создание разновозрастных
но которые идут послушно        Развитие сети кружков как     коллективов.
за более старшими».             инструмента для выявления     Вовлечение детей в детские
4. Гниющий актив (активист,     способностей детей.           общественные организации.
но «там интрига, там клеве-     Создание разновозрастных      Приучение детей к строгому
та, уклонился от работы, там    коллективов, в которых идет   соблюдению обязанностей.
станок не убрал...»).           передача опыта от старших     Пресечение «карьеризма» в
5. «Шпана» («... могут и кассу  к младшим и от младших к      школьной среде, особенно
взломать, и залезть на завод,   старшим                       среди участников учениче-
и детали украсть»).                                           ского самоуправления
«Болото» («кое-как бредут,      Наказания производились с
кое-как выполняют нормы,        большим тактом и психоло-     Использование педагогиче-
а чем они живут, что у них      гическим учетом их эффек-     ски обоснованных мер по-
в голове и на душе, как они     тивности.                     ощрения и наказания.
относятся к коммуне, не уз-     Наказание и поощрение         Признание обучающихся
наешь»)                         применялись сравнительно      партнерами с равными с пе-
«Безнаказанность воспи-         редко.                        дагогами правами.
тывает хулигана», но на-        Право наказания предостав-    Недопущение обесценения
казание  – это не главное       лялось только директору.      ученических наград (грамот,
средство установления дис-      Видами наказаний были: за-    благодарственных писем),
циплины.                        мечание наедине, замечание    пополняющих ученическое
«Разумная система наказа-       перед классом, замечание      портфолио.
ний не только законна, но и     перед общим собранием         Педагогический такт в об-
необходима».                                                  щении с обучающимися.
«Рабов воспитывает ... не на-
казание, а самодурство, не
ограниченная ничем беспар-
донность, позволяющая у
нас некоторым педагогам

                                70
   67   68   69   70   71   72   73   74   75   76   77