Page 64 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 64

ние; 5) упражнение; 6) закалка; 7) труд; 8) коллектив; 9) семья: первое детство,
количество любви и мера суровости; 10) детская радость, игра; 11) наказание
и награда».76 На встрече с учителями 27 мая 1937 г. он набросал свой автопор-
трет: «Моя главная хорошая черта – справедливость и работоспособность. Те
подъемы радости, которые я переживал, никакой ленивый педагог не будет пе-
реживать.

                    Бодрость!
                    Справедливость к себе!
                    Подтянутость внешняя. Короткое слово!
                    Костюм, походка, руки!
                    Нельзя говорить длинных речей!
                    Постоянный анализ мыслительный.
                    Концентрация сил на самом важном участке.

    Филигранный карандашный учет. Лист, разделенный на графы: актив, пас-
сив и др.».77

    В 1926 г. вышел очерк журналистки Н. Ф. Остроменецкой «Навстречу жиз-
ни» о практике воспитания в колонии им. А. М. Горького. Отдельные сюжеты
публикации были истолкованы превратно, и в Наркомате просвещения УССР
и секции социального воспитания НИИ педагогики УССР Макаренко обвини-
ли в «аркачеевщине», «несоветском воспитании», утверждении авторитаризма
и военизированной муштры. Между тем, вступая в спор с представителями
«Олимпа» – кучки людей, которые «может быть, не воспитали ни одного жи-
вого, даже собственного ребенка, но которые зато сочинили много педагоги-
ческих принципов»,78 Макаренко писал: «Мы желаем воспитать культурного
советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, жела-
тельно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисципли-
нировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабоче-
го класса, комсомольцем, большевиком. Мы должны воспитать у него чувства
долга и понятие чести, иначе говоря, он должен ощущать достоинство свое и
своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязательства перед
классом. Он должен уметь подчиняться товарищу и должен уметь приказать
товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощад-
ным – в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть актив-
ным организатором. Он должен быть настойчивым и закален, он должен вла-
деть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать

76 Макаренко А. С. О воспитании / сост. и авт. вступ. статьи В. С. Хелемендик. – 2-е изд., пе-
рераб. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – С. 48.
77 Там же. С. 12.
78 Макаренко А. С. Педагоги пожимают плечами // Макаренко А. С. Избранные труды. – М.:
Учпедгиз, 1949. – С. 31.

                                               62
   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69