Page 74 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 74

Педагогические идеи                 Воплощение                Возможности использования
  А. С. Макаренко              при А. С. Макаренко           опыта в современных условиях

Эстетическое воспитание –      Во внешнем облике ком-        Разработка дресс-кода обра-
это чистота, опрятность и      мунаров не было расхля-       зовательного учреждения и
покрой одежды, четкость,       банности, присутствовала      утверждение его на общем
целеустремленность и из-       четкость движений, подтя-     собрании.
ящная простота движений,       нутость и стройность фигу-    Разработка правил поведе-
элементы военизации и сим-     ры, экономность и сдержан-    ния в общественных местах,
волики, хор и оркестр, театр,  ность речи.                   в том числе и требований к
кино и широко поставлен-       3 требования к идущим в те-   внешнему виду (если театр,
ная клубная работа, чтение     атр: билет, костюм и рубль,   то не спортивный костюм, а
художественной литерату-       чтобы воспользоваться бу-     красивое платье).
ры, обилие цветов, красота     фетом.                        Восстановление школьных
быта, труда и отдыха, речи,    Здание коммуны всегда         теплиц, озеленение школ,
движений, эстетика поступ-     было чистым, все 500 че-      украшение помещений жи-
ков и мысли                    ловек утром в течение 30      выми цветами.
                               минут делали уборку: нати-    Литературные вечера.
                               рали полы, чистили медные     Музыкальные гостиные.
                               ручки, зеркала, приносили     Выставки творческих работ.
                               свежие цветы.                 Хоровые коллективы
                               В каждой колонии первым
                               делом строилась оранже-
                               рея (хризантемы, розы). В
                               спальнях, столовых, клас-
                               сах, кабинетах, на лестницах
                               всегда стояли цветы.
                               Из жести коммунары сами
                               делали специальные корзин-
                               ки для цветов.
                               Кружок рисования для ком-
                               мунаров младшего возраста.
                               Категорически нельзя было
                               плевать на пол, курить, не
                               стричь ногти, валяться на
                               кровати в одежде, устраи-
                               вать борьбу на кроватях и
                               т. д.

В создании коллектива чрез-    «Воображение развивается      Обращение к педагогиче-
вычайно важен эмоциональ-      только в коллективе, обяза-   ской герменевтике.
ный тон (фон).**               тельно играющем».             Введение ритуалов и сохра-
«если я буду только приу-      Игра как важное средство      нение традиций.
чать, требовать, настаивать,   культивирования чувства.      Создание эмоциогенных си-
я буду посторонней силой,      Два вида игр:                 туаций:
может быть, полезной, но не    – игровой метод организа-     – соревновательности (раз-
близкой. Я должен обяза-       ции всей коллективной жиз-    витие праксических, интел-

** Гриценко Л. И. Эмоциональные потенциалы воспитания в коллективах А. С. Макаренко
// // Педагогика А. С. Макаренко: воспитание и жизнь (достижения и проблемы): материалы
международной научно-практ. конф., посвященной 125-летию со дня рождения А. С. Мака-
ренко (28-29 марта 2013 г.) / Сост. Е. Ю. Илалтдинова, С. И. Аксенов; под ред. А. А. Фроло-
ва. – Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. – С. 31–38.

                               72
   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79