Page 74 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 74
Педагогические идеи Воплощение Возможности использования
А. С. Макаренко при А. С. Макаренко опыта в современных условиях
Эстетическое воспитание – Во внешнем облике ком- Разработка дресс-кода обра-
это чистота, опрятность и мунаров не было расхля- зовательного учреждения и
покрой одежды, четкость, банности, присутствовала утверждение его на общем
целеустремленность и из- четкость движений, подтя- собрании.
ящная простота движений, нутость и стройность фигу- Разработка правил поведе-
элементы военизации и сим- ры, экономность и сдержан- ния в общественных местах,
волики, хор и оркестр, театр, ность речи. в том числе и требований к
кино и широко поставлен- 3 требования к идущим в те- внешнему виду (если театр,
ная клубная работа, чтение атр: билет, костюм и рубль, то не спортивный костюм, а
художественной литерату- чтобы воспользоваться бу- красивое платье).
ры, обилие цветов, красота фетом. Восстановление школьных
быта, труда и отдыха, речи, Здание коммуны всегда теплиц, озеленение школ,
движений, эстетика поступ- было чистым, все 500 че- украшение помещений жи-
ков и мысли ловек утром в течение 30 выми цветами.
минут делали уборку: нати- Литературные вечера.
рали полы, чистили медные Музыкальные гостиные.
ручки, зеркала, приносили Выставки творческих работ.
свежие цветы. Хоровые коллективы
В каждой колонии первым
делом строилась оранже-
рея (хризантемы, розы). В
спальнях, столовых, клас-
сах, кабинетах, на лестницах
всегда стояли цветы.
Из жести коммунары сами
делали специальные корзин-
ки для цветов.
Кружок рисования для ком-
мунаров младшего возраста.
Категорически нельзя было
плевать на пол, курить, не
стричь ногти, валяться на
кровати в одежде, устраи-
вать борьбу на кроватях и
т. д.
В создании коллектива чрез- «Воображение развивается Обращение к педагогиче-
вычайно важен эмоциональ- только в коллективе, обяза- ской герменевтике.
ный тон (фон).** тельно играющем». Введение ритуалов и сохра-
«если я буду только приу- Игра как важное средство нение традиций.
чать, требовать, настаивать, культивирования чувства. Создание эмоциогенных си-
я буду посторонней силой, Два вида игр: туаций:
может быть, полезной, но не – игровой метод организа- – соревновательности (раз-
близкой. Я должен обяза- ции всей коллективной жиз- витие праксических, интел-
** Гриценко Л. И. Эмоциональные потенциалы воспитания в коллективах А. С. Макаренко
// // Педагогика А. С. Макаренко: воспитание и жизнь (достижения и проблемы): материалы
международной научно-практ. конф., посвященной 125-летию со дня рождения А. С. Мака-
ренко (28-29 марта 2013 г.) / Сост. Е. Ю. Илалтдинова, С. И. Аксенов; под ред. А. А. Фроло-
ва. – Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. – С. 31–38.
72