Page 66 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 66
энтузиастов воспитательной работы, в которых объединялись преподаватели,
студенты, выпускники пединститута.82
В 1968 году в Марбургском университете (Германия) была открыта специ-
альная лаборатория по изучению Макаренко – Макаренко-реферат, ставшая
центром мирового макаренковедения. Основал её профессор Леонхард Фрёзе,
а возглавил его ученик доктор Гётц Хиллиг, который развернул беспримерную
деятельность по собиранию, изучению и пропаганде наследия Макаренко. В
1991 г. в Полтаве по инициативе исследователей творчества А.С. Макаренко,
его воспитанников, педагогов из СССР, ФРГ, Китая, Польши, Венгрии, США,
Франции, Чехословакии была создана Международная макаренковская ассо-
циация, а в 2005 г. педагогической общественностью России была учреждена
Российская макаренковская ассоциация.
Исследователи педагогического наследия и педагогической деятельности
социального педагога-реформатора отмечают, что методология макаренков-
ской педагогики основана на безграничной вере в человека, в неисчерпаемые
возможности его развития, в могущество воспитания. Доктор педагогических
наук А. А. Фролов выделяет такие признаки макаренковской методологии, как
оптимизм, целеустремленность и ответственность, направленность в будущее,
«педагогика параллельного действия», категории «педагогического времени»
и «педагогического пространства», эксперимент и опыт, единство трех путей
познания мира (опытно-практического, рационально-научного и ассоциатив-
но-образного, свойственного искусству).83
А. С. Макаренко считал, что в «нашу великую эпоху мы должны воспиты-
вать наиболее полноценного гражданина, достойного этой эпохи», и выделял
такие качества личности, которые необходимо развивать в советском человеке:
гражданственность, коллективизм, общественная и трудовая активность, дис-
циплинированность, ответственность, целенаправленность. Вряд ли можно
оспаривать актуальность такого подхода в условиях современной России. Вме-
сте с тем, педагог подчеркивал, что «вечного и абсолютного» в этих задачах нет,
так как «к следующему поколению будут предъявлены несколько измененные
требования, причем изменения эти будут вноситься постепенно, по мере роста
и совершенствования всей общественной жизни».
82 Демидова С. Б. Педагогическое наследие А. С. Макаренко: педагогика будущего // Педаго-
гика А. С. Макаренко: воспитание и жизнь (достижения и проблемы): материалы междуна-
родной научно-практ. конф., посвященной 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко (28-
29 марта 2013 г.) / Сост. Е. Ю. Илалтдинова, С. И. Аксенов; под ред. А. А. Фролова. – Нижний
Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. – С. 49.
83 Фролов А. А. Педагогика А. С. Макаренко: основы методологии // Педагогика А. С. Макарен-
ко: воспитание и жизнь (достижения и проблемы): материалы международной научно-практ.
конф., посвященной 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко (28-29 марта 2013 г.) /
Сост. Е. Ю. Илалтдинова, С. И. Аксенов; под ред. А. А. Фролова. – Нижний Новгород: НИУ
РАНХиГС, 2013. – С. 14–20.
64