Page 70 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 70

Педагогические идеи                 Воплощение          Возможности использования
          А. С. Макаренко             при А. С. Макаренко     опыта в современных условиях
                               рой зависел успех всего кол-   ственной деятельности.
не жертва подвижников, это     лектива и каждой отдельной     Включение детей в экономи-
разумная общественная де-      личности                       чески целесообразную для
ятельность людей, понима-                                     образовательного учрежде-
ющих, что общественный         «Наши коммунары приня-         ния деятельность
интерес – это есть интерес     ли за правило в трамвае не
личный»                        садиться, потому что всегда    Разработка концепции вос-
                               найдется в вагоне человек,     питательной системы обра-
Успех воспитания зависит       которому следует уступить      зовательной организации.
«...исключительно от орга-     место. И каждый коммунар       Совместная  разработка
низации школы как целого,      просто провалился бы от        взрослыми и детьми основ-
от стиля и тона тех требо-     стыда сквозь землю, если бы    ных документов школы, в
ваний, которые мы предъ-       его уличили в том, что он на-  том числе Устава, Правил
являем к детям, от стиля       рушил этот пункт этической     поведения.
дисциплины и игры в дет-       заповеди коммуны – вежли-      Организация дежурства, от-
ском коллективе, от широко     вость к старшим, помощь        четности, контрольных мер,
организованных регуляр-        слабым»                        в которых участвуют обуча-
ных упражнений в волевых                                      ющиеся.
напряжениях, в мужестве,                                      Формирование системы
в постоянном движении к                                       партнерских отношений в
большим, ясным, желанным                                      детско-взрослом коллективе
целям»

Личность и общество, сво-      Применялись многие мето-       1980-2000 г. Опыт школы само-
бода и необходимость, обя-     ды воспитания, сочетание       управления А. Н. Тубельского:
занность и право, власть       которых давало необходи-       – школьная конституция;
педагога и права коллектива    мый результат.                 – сборы;
воспитанников, требова-        Не существовало перекоса в     – ролевые игры;
тельность и любовь не долж-    сторону безбрежного либе-      – десанты;
ны противопоставляться         рализма или в сторону по-      – зимние и летние трудовые
друг другу. В воспитании       стоянного диктата.             лагеря;
необходимо находить их         Каждый воспитанник ощу-        – коллективные и индивиду-
единство. «...нельзя требо-    щал уважительное им тре-       альные задания;
вать большого от человека,     бовательное к себе отноше-     – проектные работы;
которого не уважаешь»          ние                            – лицейские недели и др.

«...для нас необходима... те-  А. С. Макаренко имел соб-      Беседы на морально-нрав-
ория морали». В школе дол-     ственную программу по те-      ственные темы (при всем
жен быть такой предмет         ории морали (теории совет-     внешнем неприятии совре-
                               ского поведения), которую      менные дети прислушива-
                               он излагал на собраниях,       ются к педагогу, если идет
                               пользуясь различными по-       доверительный разговор).
                               водами:                        Просмотр и обсуждение
                               – о воровстве (отношение       фильмов, поднимающих мо-
                               к своим, чужим и государ-      рально-нравственные про-
                               ственным вещам);               блемы.
                               – о сдержанности, уважении     Обсуждение поступков из-
                               к женщине, ребенку, стари-     вестных людей и нравствен-
                               ку, самому себе                ная оценка этих поступков

                               68
   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74   75