Page 70 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 70
Педагогические идеи Воплощение Возможности использования
А. С. Макаренко при А. С. Макаренко опыта в современных условиях
рой зависел успех всего кол- ственной деятельности.
не жертва подвижников, это лектива и каждой отдельной Включение детей в экономи-
разумная общественная де- личности чески целесообразную для
ятельность людей, понима- образовательного учрежде-
ющих, что общественный «Наши коммунары приня- ния деятельность
интерес – это есть интерес ли за правило в трамвае не
личный» садиться, потому что всегда Разработка концепции вос-
найдется в вагоне человек, питательной системы обра-
Успех воспитания зависит которому следует уступить зовательной организации.
«...исключительно от орга- место. И каждый коммунар Совместная разработка
низации школы как целого, просто провалился бы от взрослыми и детьми основ-
от стиля и тона тех требо- стыда сквозь землю, если бы ных документов школы, в
ваний, которые мы предъ- его уличили в том, что он на- том числе Устава, Правил
являем к детям, от стиля рушил этот пункт этической поведения.
дисциплины и игры в дет- заповеди коммуны – вежли- Организация дежурства, от-
ском коллективе, от широко вость к старшим, помощь четности, контрольных мер,
организованных регуляр- слабым» в которых участвуют обуча-
ных упражнений в волевых ющиеся.
напряжениях, в мужестве, Формирование системы
в постоянном движении к партнерских отношений в
большим, ясным, желанным детско-взрослом коллективе
целям»
Личность и общество, сво- Применялись многие мето- 1980-2000 г. Опыт школы само-
бода и необходимость, обя- ды воспитания, сочетание управления А. Н. Тубельского:
занность и право, власть которых давало необходи- – школьная конституция;
педагога и права коллектива мый результат. – сборы;
воспитанников, требова- Не существовало перекоса в – ролевые игры;
тельность и любовь не долж- сторону безбрежного либе- – десанты;
ны противопоставляться рализма или в сторону по- – зимние и летние трудовые
друг другу. В воспитании стоянного диктата. лагеря;
необходимо находить их Каждый воспитанник ощу- – коллективные и индивиду-
единство. «...нельзя требо- щал уважительное им тре- альные задания;
вать большого от человека, бовательное к себе отноше- – проектные работы;
которого не уважаешь» ние – лицейские недели и др.
«...для нас необходима... те- А. С. Макаренко имел соб- Беседы на морально-нрав-
ория морали». В школе дол- ственную программу по те- ственные темы (при всем
жен быть такой предмет ории морали (теории совет- внешнем неприятии совре-
ского поведения), которую менные дети прислушива-
он излагал на собраниях, ются к педагогу, если идет
пользуясь различными по- доверительный разговор).
водами: Просмотр и обсуждение
– о воровстве (отношение фильмов, поднимающих мо-
к своим, чужим и государ- рально-нравственные про-
ственным вещам); блемы.
– о сдержанности, уважении Обсуждение поступков из-
к женщине, ребенку, стари- вестных людей и нравствен-
ку, самому себе ная оценка этих поступков
68