Page 73 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 73
Педагогические идеи Воплощение Возможности использования
А. С. Макаренко при А. С. Макаренко опыта в современных условиях
школы, выговор в приказе Требовательность как про-
воспитывать хулиганов». по школе, лишение школь- явление уважения к лично-
«Как можно больше тре- ного билета. сти.
бований к человеку и как В качестве поощрения луч- Индивидуальный подход к
можно больше уважения к шие отряды получали биле- ребенку, отказ от нивелиро-
нему». ты в театр. вания личности.
«Люди в известной степени От педагогов требовались Широкое знакомство педа-
представляют собой очень строгость и корректность. гогов с современными кон-
разносортный материал для Необходимый элемент дис- цепциями воспитания (см.
воспитания, и выпускаемый циплинирования коллекти- раздел 2)
нами «продукт» обязательно ва – требование.
будет тоже разнообразен». Слабые форма требования –
«Дисциплина, выражаемая это привлечение (подарок,
только в запретительных наград, премия, но лучше
нормах, – худший вид нрав- всего – «эстетика поступка,
ственного воспитания в со- его красивая внутренняя
ветских школах». сущность») и понуждение
Дисциплина как следствие (в виде доказательства или
ответственности перед кол- убеждения; в виде намека,
лективом. улыбки, юмора).
Дисциплина – это свобода. Более сильная форма требо-
Дисциплина – это защита от вания – угроза (наказание,
власти вожаков неприятность), но «в конце
развития коллектива это
уже не нужно». Может быть
угроза осуждения на общем
собрании коллектива.
Привлечение в виде подар-
ка, денежной премии, биле-
тов в театр. Самая высокая
награда – благодарность в
приказе перед строем (под
оркестр).
Такая благодарность запи-
сывалась в дневник отряда,
коммуны и на красную до-
ску. Дискуссии о необходи-
мости дисциплины.
Четкое выполнение обязан-
ностей, распорядка дня.
Выполнение с удовольстви-
ем неприятных для себя дей-
ствий.
В коммуне не могло быть
галдежа, был полный поря-
док в движении на улице, на
площадке, в здании. «Я тре-
бовал полного упорядочен-
ного движения»
71