Page 73 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 73

Педагогические идеи              Воплощение        Возможности использования
          А. С. Макаренко          при А. С. Макаренко   опыта в современных условиях
                            школы, выговор в приказе     Требовательность как про-
воспитывать хулиганов».     по школе, лишение школь-     явление уважения к лично-
«Как можно больше тре-      ного билета.                 сти.
бований к человеку и как    В качестве поощрения луч-    Индивидуальный подход к
можно больше уважения к     шие отряды получали биле-    ребенку, отказ от нивелиро-
нему».                      ты в театр.                  вания личности.
«Люди в известной степени   От педагогов требовались     Широкое знакомство педа-
представляют собой очень    строгость и корректность.    гогов с современными кон-
разносортный материал для   Необходимый элемент дис-     цепциями воспитания (см.
воспитания, и выпускаемый   циплинирования коллекти-     раздел 2)
нами «продукт» обязательно  ва – требование.
будет тоже разнообразен».   Слабые форма требования –
«Дисциплина, выражаемая     это привлечение (подарок,
только в запретительных     наград, премия, но лучше
нормах, – худший вид нрав-  всего – «эстетика поступка,
ственного воспитания в со-  его красивая внутренняя
ветских школах».            сущность») и понуждение
Дисциплина как следствие    (в виде доказательства или
ответственности перед кол-  убеждения; в виде намека,
лективом.                   улыбки, юмора).
Дисциплина – это свобода.   Более сильная форма требо-
Дисциплина – это защита от  вания – угроза (наказание,
власти вожаков              неприятность), но «в конце
                            развития коллектива это
                            уже не нужно». Может быть
                            угроза осуждения на общем
                            собрании коллектива.
                            Привлечение в виде подар-
                            ка, денежной премии, биле-
                            тов в театр. Самая высокая
                            награда – благодарность в
                            приказе перед строем (под
                            оркестр).
                            Такая благодарность запи-
                            сывалась в дневник отряда,
                            коммуны и на красную до-
                            ску. Дискуссии о необходи-
                            мости дисциплины.
                            Четкое выполнение обязан-
                            ностей, распорядка дня.
                            Выполнение с удовольстви-
                            ем неприятных для себя дей-
                            ствий.
                            В коммуне не могло быть
                            галдежа, был полный поря-
                            док в движении на улице, на
                            площадке, в здании. «Я тре-
                            бовал полного упорядочен-
                            ного движения»

                            71
   68   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78