Page 71 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 71
Педагогические идеи Воплощение Возможности использования
А. С. Макаренко при А. С. Макаренко опыта в современных условиях
«Постоянная бодрость, ни- Организация коллективных
«...оптимизм – особое богат- каких сумрачных лиц, ни- мероприятий с целью раз-
ство русского человека, че- каких кислых выражений, вития позитивных качеств
ловека со здоровой башкой постоянная готовность к личности (альтруизм, гума-
и зорким глазом, умеющего действию, радужное настро- низм и др.).
различать ценности». ение, именно мажорное, ве- Школьные радиопередачи,
«Хорошее в человеке прихо- селое, бодрое настроение, но музыкальные минутки по
дится всегда проектировать, вовсе не истеричность...» школьному радио.
и педагог обязан это делать. Посещение кинотеатров,
Он обязан подходить к чело- С первого дня воспитаннику театров, филармонии, вы-
веку с оптимистической ги- предъявлялись непререкае- ступлений команд КВН,
потезой, пусть даже с неко- мые требования, его знако- юмористических вечеров,
торым риском ошибиться» мили с нормами поведения, студенческих капустников
«чтобы он знал, что можно и Выработка требований к об-
«У наших школьников ино- чего нельзя, что похвально, учающимся на общем собра-
гда еще бывает дисциплина а что наказуемо». нии школы.
порядка, но не бывает дис- Дисциплина – это продукт: Создание школьных служб
циплины борьбы и преодо- – образовательного процес- медиации для разрешения
ления». са; конфликтов.
«Дисциплина является про- – политического образова- Вовлечение максимального
дуктом всей суммы воспи- ния; количества детей в меропри-
тательного воздействия...» – организации характера; ятия, требующих командно-
– процесса столкновения, го участия (через «не хочу»).
конфликтов и разрешения Занятия физкультурой и
конфликтов в коллективе; спортом.
– процесса службы, физ- Развитие сети кружков, на-
культурного воспитания, правленных на развитие фи-
физического развития и др. зических и волевых качеств
личности
Школа борется с дезорга- – включение потенциально Работа со всеми детьми (на-
низаторами, но часто не «вредоносных людей» в сфе- блюдение, контроль и т.д.).
замечает такие распростра- ру пристального контроля; Внимательное и ровное от-
ненные типы характеров, – публичное обсуждение ношение ко всем обучаю-
как «тихони, иисусики, на- проступков всех членов ко- щимся.
копители, приспособлен- лонии или коммунаров; Включение детей в виды де-
цы, шляпы, разини, кокеты, – проверка «тихонь» и дру- ятельности, в которых они
приживалы, мизантропы, гих в настоящем деле максимально раскрываются
мечтатели, зубрилы... А на
самом деле часто эти харак-
теры вырастают в людей
вредоносных»
69