Page 63 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 63
школы, так называемые дополнительные школы, обеспечивающие професси-
онально-техническое обучение и выполнение молодежью гражданских обя-
занностей.73 Ключевая идея Кершенштейнера – развить у человека максимум
умений и способностей при минимуме научного материала и пробудить в нем
радость от труда на благо обществу. Мария Монтессори разработала метод
развития чувств у умственно отсталых детей, разрабатывала теорию свобод-
ного воспитания, а также методику обучения, основанную на сенсорном вос-
питании.74 Она создала целостную систему психологического, физического и
социального развития ребенка в разновозрастных группах детей от 3 до 6 лет,
названную ее именем. Главная идея А. С. Макаренко – воспитывать в коллек-
тиве и посредством коллектива. Он создал учение о коллективе, проверенное и
подтвержденное его практической деятельностью.
Антон Семенович Макаренко Макаренко (1883–1939) родился. в городе
Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра ва-
гонных железнодорожных мастерских. Окончил начальное железнодорожное
училище, затем четырехклассное училище в г. Кременчуг и одногодичные пе-
дагогические курсы. Работал учителем в железнодорожном училище и на стан-
ции Долинская. В 1914–1917 гг. учился в Полтавском учительском институте,
окончив его с золотой медалью. В 1916 г. был призван в армию, но по слабо-
сти зрения демобилизован. В 1917-1919 гг. был заведующим железнодорожной
школой при Крюковских вагонных мастерских, а в 1919 г. переехал в Полтаву.75
С 1920 г. Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних
правонарушителей близ Полтавы, в 1926 г. переведенной в Куряж, под Харьков.
С 1927 г. совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Комму-
ны им. Ф. Э. Дзержинского под Харьковом. С 1928 г. заведующий коммуной, с
1932 г. – начальник педагогической части. В 1935–1937 гг. работал начальни-
ком, заместителем начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. Его опыт
позволил в короткий срок наладить практическую работу трудовых колоний
НКВД в масштабах Украины. Выступая против карательных функций воспи-
тания, он добился упразднения в колониях карцеров и внутренней охраны.
В 1937–1939 гг. жил и работал в Москве. Деятельность Колонии им. А. М. Горь-
кого описана им в «Педагогической поэме» (ч. 1–3, 1933–1935), Коммуны
им. Ф. Э. Дзержинского – в повести «Флаги на башнях» (1938). Воспитанию в
семье посвящена «Книга для родителей» (1937, совместно с Г. С. Макаренко).
А. С. Макаренко являлся сторонником «специальной воспитательной дис-
циплины», основными принципами которой были: «1) уважение и требование;
2) искренность и открытость; 3) принципиальность; 4) забота и внимание, зна-
73 Педагогический энциклопедический словарь. – С. 365.
74 Там же. С. 383.
75 Макаренко А. С. Избранные педагогические произведения. – С. 3–7.
61