Page 62 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 62

Раздел 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ А. С. МАКАРЕНКО
                 В РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

                                  Я получил высшее педагогическое образование, перечи-
                                  тал всё, что есть в литературе по вопросам воспита-
                                  ния и всё это меня нисколько не удовлетворило. Я не по-
                                  лучил метода работы. Я полагаю, что в интересах дела
                                  нужно отличать школьную методику учебной классной
                                  работы от методики воспитания. Желательно у вас в
                                  институте создать специальную кафедру воспитания,
                                  которой у вас до сих пор нет.

                                                                                 А. С. Макаренко (1888–1939),
                                                                               советский педагог и писатель68

                                  ...Огромнейшего значения и поразительно удачный педа-
                                  гогический эксперимент Ваш имеет мировое значение на
                                  мой взгляд.

                                                                                     А. М. Горький (1868–1936),
                                                                         российский и советский писатель 69

    В 2018 мировая общественность широко отмечает 130-летие со дня рожде-
ния Антона Семеновича Макаренко. Именно его имя наряду с американским
педагогом Джоном Дьюи (1859–1952), немецким педагогом Георгом Кершен-
штейнером (1854–1932), итальянским педагогом Марией Монтессори (1870–
1952) было названо в 1988 г. ЮНЕСКО в числе педагогов, определивших способ
педагогического мышления в XX в.70 Решением ЮНЕСКО в связи со 100-летним
юбилеем советского педагога 1988 год был объявлен Годом А. С. Макаренко.71

    Джон Дьюи считал целью воспитания детей формирование личности,
умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях «свободно-
го предпринимательства» и предлагал такую систему обучения, при которой
все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта
ребенка.72 Автор теории гражданского воспитания Георг Кершенштейнер тес-
но связывал гражданское воспитание с занятием определенной профессией
и предложил создавать для работающих подростков, окончивших народные

68 Макаренко А. С. Педагогическая поэма. – М.: Худож. лит., 1987. – С. 614.
69 А. С. Макаренко. Избранные педагогические произведения. – М.: Учпедгиз, 1946. – С. 7.
70 Кораблева Т. Ф. Философско-этические аспекты теории коллектива А. С. Макаренко: авто-
реф. дис. канд. философ. наук. – М., 2000. – С. 3.
71 Резолюция Генеральной конференции ЮНЕСКО от 20 ноября 1987 г.
72 Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Без-
руких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – 3-е изд., стереотип. – М.: Большая Российская
энциклопедия, 2009. – С. 356.

                                               60
   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67