Page 55 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 55

собов самоутверждения; 5) уровень развития воспитательной ситуации, при
котором она становится для ученика познанием своих сил и возможностей
рефлексией, самоосознанием, актуализацией сил саморазвития;

    • отказ от однозначной, единственно правильной педагогической цели,
единственной для всех детей, и от рассмотрения личности как объекта «моде-
лирования», «проектирования»;

    • проектирование какого-либо процесса воспитания – это построение мо-
дели той жизненной ситуации, в которой воспитанник будет принимать и реа-
лизовывать определенную структуру ценностей и поведения, прогнозируемого
целью воспитания;

    • в качестве простейшей «единицы» личностно ориентированного педаго-
гического процесса может быть рассмотрен диалог как элементарная форма
педагогического взаимодействия.64

                     Советуем прочитать труды В. В. Серикова

  • Развитие личности в образовательном процессе. – М., 2012.
  • Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обще-
  стве. – М., 2013 (в соавторстве с Н. К. Сергеевым).
  • Гуманитарные ориентиры современного образования. – Волгоград, 2015 (в соавтор-
  стве).

    Таланчук Н. М.: системно-ролевая теория формирования личности ре-
бенка. Николай Михайлович Таланчук (1936–1999) – доктор педагогических
наук, долгие годы работал главным научным сотрудником Института среднего
профессионального образования РАО.

    Основные положения концепции:
    • воспитание подразумевает процесс человековедения (ведения к человече-
скому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения
личностью системы социальных ролей;
    • цель воспитания – формирование гармонически развитой личности, гото-
вой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей;
    • для формирования личности важно ее вхождение в состав определенного
социума и выполнение в нем определенных социальных ролей;
    • такими социумами являются: семья (отсюда социальные роли – супруже-
ская, отцовско-материнская, сыновне-дочерняя); коллектив (роли: профессио-
нально-трудовая, экономическая, организаторская, коммуникативная, педаго-
гическая); общество (роли: патриотическая, национально-интернациональная,
политическая, правовая, классово-интерклассовая, нравственная, экологиче-
ская); мир (роли: геосоциальная, интерсоциальная); Я-сфера (роли: материаль-

64 Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогиче-
ских систем. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 272 с.

                                               53
   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60