Page 53 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 53
• главный целевой ориентир в воспитательной деятельности – формирова-
ние человека самосовершенствующегося, главные черты которого – одухотво-
ренность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой
с духовным ядром личности; устойчивость целей и задач самосовершенство-
вания, превращение их в доминанту жизнедеятельности; владение, оснащен-
ность совокупностью умений самосовершенствования; высокий уровень са-
мостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;
творческий характер деятельности человека; осознанное поведение, направ-
ленное на улучшение себя, своей личности; эффективность работы по само-
формированию;
• главные составляющие содержания воспитания – знания, умения и навы-
ки, позволяющие ребенку целенаправленно и результативно вести работу по
самопознанию, самостроительству, самоутверждению и самореализации своей
личности;
• они приобретаются школьниками в учебной и внеклассной деятельности,
в процессе которой создаются социальные ситуации-пробы, представляющие
собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору
адекватных способов поведения; до того, как реальная жизнь поставит школь-
ника в определенные ситуации, у него уже будет позиция, осмысленная в соци-
альном и личностном значении;
• режим диагностики и самодиагностики обучающихся основан на сле-
дующих критериях и показателях: критерий факта-поступка (негативные
поступки – нет отклонений от нормы; безответственный – ответственный;
критерий отношений (социометрический): изгой (отверженный) – лидер;
критерий содержания (примитивные интересы – общечеловеческие интересы;
космополитизм, национализм – гражданственность, патриотизм); критерий
метода (подчиняющийся, конформист – самостоятельный; зомби – самовос-
питывающийся); критерий времени – готовность к самостоятельной жизни
(инфантильный – самоопределившийся; тревожный – уверенный); критерий
доминантности (безвольный, не заботящийся о здоровье – волевой, ведущий
здоровый образ жизни; пассивный – активный, творческий; ситуативный – це-
леустремленный, доминантный).63
Советуем прочитать труды Г. К. Селевко
• Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. – М., 1998.
• Воспитательные технологии. – М., 2005.
• Социально-воспитательные технологии. – М., 2006.
• Найди свой путь. 7 кл. – М., 2006 (в соавторстве с О. Ю. Соловьевой).
• Познай себя (самопознание). 5 кл. – М., 2006.
• Управляй собой. 10 кл. – М., 2006.
63 Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – С. 212–218.
51