Page 57 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 57

Советуем прочитать труды А. Н. Тубельского

  • Тубельский А.Н. Школа самоопределения // Новые ценности образования: десять кон-
  цепций и эссе. Вып. 3. – М., 1995. – С. 75–83.
  • Два берега одной реки. О проблемах современного образования. – М., 1999.
  • Создание толерантного демократического уклада жизни школы. – М., 2001.
  • Формирование опыта демократического поведения школьников и учителей. – М., 2001.
  • Правовое пространство школы. – М., 2001.
  • Обеспечение субъектности ученика в образовательном процессе – важнейшее условие
  развития индивидуальности личности. – М., 2005.
  • Ученики и учителя экспертируют образовательный процесс своей школы. – М., 2005.
  • Уклад школьной жизни – теория и практика его создания и обеспечения: Сб. Уклад
  школы будущего. – М., 2007.
  • Опыт самоопределения: сборник. – М., 2010.
  • Школа будущего, построенная вместе с детьми. – М., 2012.

    Хуторской А. В.: концепция человекосообразного образования. Доктор пе-
дагогических наук Андрей Викторович Хуторской (р. 1959) в 1990 г. ввел по-
нятие «человекосообразное образование», вызвав серьезные споры среди уче-
ных-теоретиков и педагогов-практиков.

    Основные положения концепции:
    • человекосообразный тип образования является глобальным инновацион-
ным резервом, способным кардинально изменить положение дел в современ-
ной и будущей школе в направлении их гуманизации;
    • человекосообразное образование – образование, которое происходит со-
образно человеку, заложенному в нём и создаваемому образу;
    • в качестве основного руководства к действию при проектировании и ре-
ализации образования введён принцип человекосообразности – образование
есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению
к себе и окружающему миру;
    • главная задача образования – выявить, раскрыть и реализовать заложен-
ный в человеке потенциал;
    • понятие «человек» – более широкое, чем понятие «личность», так как
включает не только социальный аспект личности, но и такие аспекты, как при-
родосообразность, культуросообразность, богосообразность (человек как соз-
данный по образу и подобию Божью);
    • у каждого человека есть своя система координат, по отношению к которой
он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой
путь, при этом существование иных систем координат и измерителей возмож-
но (например, в виде общечеловеческих, религиозных или иных ориентиров),
но человеку предоставляется право на собственную систему координат, на ин-
дивидуальную траекторию движения по отношению к ней;

                                               55
   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61   62