Page 51 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 51

чивающий интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой си-
стемы.

                    Советуем прочитать труды Л. И. Новиковой

  • Воспитание ученического коллектива // Воспитательная работа в школьном коллекти-
  ве. – М., 1958 (в соавторстве с О. С. Богдановой, З. А .Мальковой).
  • Вопросы нравственной подготовки школьников к труду. – М., 1961 (в соавторстве с
  О. С. Богдановой, А. Т. Куракиным).
  • Свободное время школьников. – М., 1968.
  • Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. – М., 1978.
  • Школа и среда. – М., 1979, 1985.
  • Детский коллектив и подросток. – М., 1979.
  • Детский коллектив и его среда. – М., 1980.
  • Комплексный подход к воспитательному процессу. – Л., 1983.
  • Самоуправление в школьном коллективе. – М., 1988.
  • Воспитательная система школы: Проблемы и поиски (в соавторстве). – М., 1989.
  • Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. (в соавтор-
  стве). – М., 1991.
  • Методология, теория и практика воспитательной системы: поиск продолжается. – М.,
  1996.
  • Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных
  систем. – Изд. 1-е и 2-е. – М., 1996, 2000. (в соавторстве с Н. Л. Селивановой, В. А. Кара-
  ковским).
  • Новикова Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды /Под ред.
  Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика / Сост. Е. И. Соколова. – М., 2009.

    Рожков М. И.: концепция социального закаливания детей. Михаил Иоси-
фович Рожков (р. 1946) – доктор педагогических наук, главный научный со-
трудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО.

    Основные положения концепции:
    • социальное закаливание как принцип воспитания предполагает включе-
ние воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодо-
ления негативного воздействия социума, выработки определенных способов
этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, вы-
работки социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной пози-
ции;
    • цель воспитания – формирование определенных социальных умений, по-
зволяющих успешно вписаться в существующую систему социальных отноше-
ний; а также социальная устойчивость к неблагоприятным воздействиям окру-
жения, гибкость в реагировании на изменения;
    • существуют три основные группы средств социального закаливания: 1)
средства подготовки детей к разрешению социальных проблем, в том числе
формирования необходимых знаний и умений (беседы, дискуссии, использо-
вание метода дилемм; 2) социальные пробы (испытания) (совокупность после-

                                               49
   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56