Page 51 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 51
чивающий интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой си-
стемы.
Советуем прочитать труды Л. И. Новиковой
• Воспитание ученического коллектива // Воспитательная работа в школьном коллекти-
ве. – М., 1958 (в соавторстве с О. С. Богдановой, З. А .Мальковой).
• Вопросы нравственной подготовки школьников к труду. – М., 1961 (в соавторстве с
О. С. Богдановой, А. Т. Куракиным).
• Свободное время школьников. – М., 1968.
• Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. – М., 1978.
• Школа и среда. – М., 1979, 1985.
• Детский коллектив и подросток. – М., 1979.
• Детский коллектив и его среда. – М., 1980.
• Комплексный подход к воспитательному процессу. – Л., 1983.
• Самоуправление в школьном коллективе. – М., 1988.
• Воспитательная система школы: Проблемы и поиски (в соавторстве). – М., 1989.
• Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. (в соавтор-
стве). – М., 1991.
• Методология, теория и практика воспитательной системы: поиск продолжается. – М.,
1996.
• Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных
систем. – Изд. 1-е и 2-е. – М., 1996, 2000. (в соавторстве с Н. Л. Селивановой, В. А. Кара-
ковским).
• Новикова Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды /Под ред.
Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика / Сост. Е. И. Соколова. – М., 2009.
Рожков М. И.: концепция социального закаливания детей. Михаил Иоси-
фович Рожков (р. 1946) – доктор педагогических наук, главный научный со-
трудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО.
Основные положения концепции:
• социальное закаливание как принцип воспитания предполагает включе-
ние воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодо-
ления негативного воздействия социума, выработки определенных способов
этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, вы-
работки социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной пози-
ции;
• цель воспитания – формирование определенных социальных умений, по-
зволяющих успешно вписаться в существующую систему социальных отноше-
ний; а также социальная устойчивость к неблагоприятным воздействиям окру-
жения, гибкость в реагировании на изменения;
• существуют три основные группы средств социального закаливания: 1)
средства подготовки детей к разрешению социальных проблем, в том числе
формирования необходимых знаний и умений (беседы, дискуссии, использо-
вание метода дилемм; 2) социальные пробы (испытания) (совокупность после-
49