Page 60 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 60

ся в книгах Г. К. Селевко. В целом же можно выделить основные черты каждой
предложенной концепции, позволяющие реализовать ее в образовательном
учреждении: целевой компонент, включающий как генеральную идею, так и
конкретные педагогические задачи; содержательный компонент, отражающий
внутренний смысл цели и каждой поставленной задачи, а также систему прин-
ципов и методов, при помощи которых они будут решаться; целостность, при
которой все составляющие компоненты взаимообусловлены и внутренне еди-
ны; стабильность, позволяющая устанавливать устойчивые связи, в том числе
обратные, в процессе воспитания; открытость (возможность обмена опытом
и принятие конструктивных предложений по совершенствованию существу-
ющей системы воспитания); адаптивность (приспособленность к существу-
ющим условиям, окружающей среде, группе воспитанников, педагогическому
коллективу); деятельность (взаимодействие педагогов и воспитуемых, руко-
водителей и педагогов, педагогов и родителей и т.д.); способность к развитию
и саморазвитию.

                                      Понятийное поле67
      Гуманная педагогика – это педагогика, принимающая ребенка таким,
  какой он есть, и провозглашающая природосообразность в качестве выс-
  шего закона.
      Витагенное образование – процесс становления личности в процессе
  жизнедеятельности под воздействием проживаемых жизненных событий.
      Коммунарская методика – система приемов и организационных форм
  воспитания учащихся школьного возраста, направленная на формиро-
  вание и творческое развитие воспитательного коллектива в процессе со-
  вместной деятельности детей и взрослых.
      КТД – коллективное творческое дело, направленное на сплочение груп-
  пы, развитие волевых, умственных способностей и коммуникативных ка-
  честв личности.
      «Орлёнок» – всероссийский детский оздоровительный центр (ранее –
  всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ), расположенный рядом с
  посёлками Новомихайловским и Пляхо Тупсинского района Краснодар-
  ского края. В 1960–1980-е гг. был неофициальным центром «орлятской»
  (коммунарской) методики, в основе которой лежала методика коллектив-
  но-творческого воспитания И. П. Иванова.

67 Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Ека-
теринбург, 2000; Педагогический энциклопедический словарь. – С. 124, 189, 251, 252, 254, 266;
Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004.  –
С. 746.

                                               58
   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65