Page 50 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 50
• воспитательная система создается усилиями всех субъектов педагогиче-
ской деятельности, прежде всего педагогов, учащихся и их родителей;
• педагоги и дети конкретизируют стоящие перед школой цели, переводят
их в ранг практических задач и решают эти задачи в процессе совместной дея-
тельности;
• важнейшее условие эффективности воспитательной системы – объеди-
нение детей и взрослых в коллектив – ядро гуманистической воспитательной
системы школы;
• главный критерий эффективности развития гуманистической воспита-
тельной системы – развитие личности ребенка;
• воспитательная система школы – явление и не стихийное, и не деклари-
руемое извне, а явление, управляемое изнутри посредством педагогическо-
го руководства, самоуправления и саморегуляции. Она включает несколько
подсистем: исходную концепцию – педагогическое кредо ее автора (или авто-
ров), являющееся основанием для вычленения реализуемого педагогами бло-
ка целей; блок воспитательных целей и задач, реализация которых связана с
приобщением школьников к определенному уровню общественной культуры
(материальной, интеллектуальной, нравственной, эстетической, физической),
с развитием творческой индивидуальности каждого ребенка, выявлением его
задатков и созданием условий для его развития; общность людей (взрослых и
детей), реализующих поставленные цели и задачи (учителя, объединенные в
педагогический коллектив школы, непосредственно участвующий в воспита-
тельном процессе и управляющий им с помощью различного рода воздействий;
функционирующие в рамках школы общешкольный и первичные ученические
коллективы, влияющие на процесс развития своих членов и целенаправленно
используемые педагогами в качестве инструментов воспитания; каждый от-
дельный ребенок, не только являющийся субъектом собственного развития, но
и влияющий как на коллектив сверстников, так и на педагогов, и на воспита-
тельные акции; воспитательный процесс – деятельность взрослых и детей, на-
правленную на реализацию целей, эффективность которой зависит в том числе
от ее организации (оптимальное использование материальной базы, которой
располагает школа, возможности окружающей школу среды; действенность
используемых стимулов, развитие инициативы и активности школьников);
сеть отношений, складывающуюся между участниками этой деятельности;
воспитательные центры (школьный музей, оранжерея, учебные кабинеты и
др.); материальную базу школы, под которой подразумевается не поражающие
воображение помещения и самые современные технические средства, а актив-
ное участие педагогов и школьников в создании, совершенствовании и рацио-
нальном использовании такой базы; часть окружающей школу среды, которая
освоена ею в процессе реализации принятых целей; блок управления, обеспе-
48