Page 56 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 56

но-потребительская, духовно-потребительская, субъект учения, самовоспита-
тельная, субъект творчества, психосаморегулятивная, целеутверждающая);

    • составной частью воспитательного процесса в учреждениях образования
должно стать интерсоциальное воспитание, то есть формирование личности в
духе общечеловеческих ценностей и интересов.

                    Советуем прочитать труды С. Н. Таланчука

  • Воспитательная работа мастера профтехучилища. – Киев, 1986.
  • Введение в неопедагогику: пособие для педагогов-новаторов. – М., 1991.

    Тубельский А. Н.: концепция Школы самоопределения. Кандидат педагоги-
ческих наук Александр Наумович Тубельский (1940–2007) – директор школы
№ 734 г. Москвы в 1985–2007 гг. В 1992 г. министерством образования РФ и
Московским департаментом образования на базе общеобразовательной школы
№ 734 и детского сада № 869 было создано научно-педагогическое объедине-
ние «Школа самоопределения». Школа самоопределения – комплексное обра-
зовательное учреждение, в котором обучение и воспитание детей с 3 до 17 лет
сочетается с работой по созданию и апробации личностно ориентированного
содержания образования.

    Основные положения концепции:
    • основная цель образования – самоопределение ребенка, обретение им сво-
его «Я»;
    • в школе должно быть создано особое образовательное пространство, в ко-
тором ребенок может попробовать свои силы в различных видах познаватель-
ной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской,
физкультурно-спортивной деятельности;
    • в результате обучения каждый ребенок находит в изучаемом материале
личностный смысл и научается некоторым универсальным способам мыследе-
ятельности (понимание, нахождение личностных смыслов, рефлексии и т. д.);
    • на каждом уровне обучения есть свои особенности: в начальной школе
идет освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета в индивиду-
альном для каждого ребенка темпе и особое внимание уделяется средствам
самовыражения собственного опыта, чувств, интересов; в основной школе со-
держание уроков, отбор учебного материала определяются учителем вместе с
детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоя-
щей работы, один день в неделю посвящается трудовой подготовке; в старшей
школе за исключением нескольких обязательных предметов обучение ведется
по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик;
    • большое внимание в школе самоопределения уделяется организации укла-
да школьной жизни, понимаемого как действующая модель демократического
общества.

                                               54
   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61