Page 54 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 54

• Утверждай себя (самоутверждение). 8 кл. – М., 2009.
  • Найди себя (самоопределение). 9 кл. – М., 2009.
  • Сделай себя сам (самовоспитание). 6 кл. – М., 2009.

     Сериков В. В.: концепция личностно ориентированной системы воспи-
тания. Владислав Владиславович Сериков (р. 1950) – доктор педагогических
наук, профессор Волгоградской государственной академии физической куль-
туры.

    Основные положения концепции:
    • сущностное основание человека состоит не в его социальности как тако-
вой, а в его способности осмысливать (придавать смысл), субъективировать
действительность, внося в природу и социум на всех их уровнях свое субъек-
тивное начало;
    • воспитание – это особая сущностная человеческая деятельность, когда
ее субъект (воспитатель) реализует себя и представляемую им общественную
культуру через личность ребенка;
    • в основе воспитательной деятельности лежит специфическая технология
построения личностно утверждающей ситуации в системе жизнедеятельно-
сти ребенка;
    • технология конструирования педагогической ситуации в самом общем
виде включает два момента: трансформация культурных объектов из предмет-
ной в социально-коммуникативную, организационно-деятельностную, диа-
логическую или какую-то иную форму, в которой они могут быть адекватно
присвоены воспитанником и создание условий для субъективации ребенком
данной предметной сферы;
    • субъективация предполагает определенную логику развития ситуации от
внешнего к внутреннему диалогу;
    • в качестве ступеней развития ситуации выделяются пять уровней субъек-
тивации (гуманистической ориентировки) участников педагогического обще-
ния: 1) наиболее низкий (исходный) уровень воспитательного взаимодействия
– это актуализация ситуации непосредственной природной ориентировки ре-
бенка, когда предмет (человек, явление и т. п.) обладает первой и простейшей
ценностью – новизной; 2) актуализация оценочной деятельности ребенка (со-
вместно с воспитателем), простейшим проявлением которой является оценка
непосредственной полезности предмета (или свойства, отношения) для значи-
мой, актуальной в данный момент цели, оценка самого себя через сравнение
с другим; 3) уровень целостной ориентировки в мире природы, общества и
человека, выработки собственной мировоззренческой концепции – это один
из высших моментов в развитии воспитательной ситуации; 4) уровень ориен-
тировки в мире человеческих отношений, поиск и апробация различных спо-

                                               52
   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59