Page 49 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 49
Советуем прочитать труды А. В. Мудрика
• О воспитании старшеклассников. – М., 1976.
• Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. – М., 1977.
• Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1976.
• Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984.
• Учитель: Мастерство и вдохновение. – М., 1986.
• Самые трудные годы. – М., 1990.
• Социализация и воспитание подрастающих поколений. – М., 1990.
• Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. – М., 1990.
• Социализация и «смутное время». – М., 1991.
• Введение в социальную педагогику. Т. 1. – Пенза, 1994.
• Введение в социальную педагогику. – М., 1997.
• Социализация и воспитание. – М., 1997.
• Социальная педагогика: учебник для вузов. – М., 1999, дополненные и исправленные
издания: 2000, 2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2013, 2014.
• Общение в процессе воспитания. – М., 2001.
• Социализация человека.– М., 2004, 2006, 2011.
• Психология и воспитание. – М., 2006.
• Основы социальной педагогики.– М., 2006.
• Социализация вчера и сегодня.– М., 2006.
• Введение в социальную педагогику. – М., 2009.
• Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания. – М., 2008 (в со-
авторстве с Т. Т. Щелиной).
Новикова Л. И.: концепция саморазвивающейся воспитательной систе-
мы. Доктор педагогических наук Людмила Ивановна Новикова (1918–2004)
многие годы работала в Академии педагогических наук, занималась разработ-
кой теории воспитания, в том числе проблем воспитания коллектива, самоу-
правления учащихся, взаимодействия школы и среды, школьных воспитатель-
ных систем, методологии и методики исследовательского поиска. Соавторами
Л. И. Новиковой выступают В. А. Караковский, А. М. Сидоркин, Н. Л. Селива-
нова и др.
Основные положения концепции:
• воспитательный процесс, представляющий собою динамическую систему,
направлен прежде всего на реализацию задачи социального развития человека;
• решение проблем современной школы связано с превращением ее из шко-
лы обучающей в школу воспитывающую; это возможно тогда, когда воспита-
тельный процесс является целостным, что на практике реализуется через со-
здание воспитательной системы;
• с одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в образо-
вательном учреждении создается и развивается воспитательная система, с дру-
гой – эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения
воспитательных задач;
47