Page 48 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 48

Основные положения концепции:
    • развитие человека, процесс и результат его социализации, то есть усво-
ения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также
саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет;
    • социализация происходит несколькими путями: а) в процессе стихийного
взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различ-
ных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со
стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей;
в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, то
есть воспитания; г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека;
    • воспитание – это относительно социально контролируемый процесс раз-
вития человека в ходе его социализации, а социальное воспитание – взращи-
вание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправлен-
ных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации;
    • необходимые условия создаются в ходе взаимодействия детей, взрослых,
детских и взрослых коллективов в трех взаимосвязанных процессах – органи-
зации социального опыта детей, подростков, юношей, их образования и инди-
видуальной помощи им;
    • организация социального опыта осуществляется через организацию быта
и жизни коллективов, через организацию взаимодействия детей и взрослых, а
также обучение ему, через стимулирование самодеятельности детей в коллек-
тивах и влияние на неформальные микрогруппы;
    • социальный опыт человека включает различные умения и навыки, знания
и способы мышления, нормы и стереотипы поведения, ценностные установки,
жизненные ощущения и переживания, опыт взаимодействия с людьми, опыт
адаптации, познания и раскрытия своей индивидуальности;
    • образование включает: систематическое обучение (освоение теоретиче-
ских и практических основ наук и видов деятельности на учебных занятиях);
просвещение (расширение представлений ребенка о мире и культуре в ходе
экскурсий, лекториев, дискуссий и т.д.); стимулирование самообразования;
    • индивидуальная педагогическая помощь реализуется в процессе содей-
ствия человеку в решении проблем, создания специальных ситуаций для его
позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения, сти-
мулирования саморазвития
    • содержание и формы организации социального опыта, образования и ин-
дивидуальной помощи зависят от возраста и пола детей, а также от особенно-
стей их семьи, национальности, религиозной принадлежности, принадлежно-
сти к той или иной социальной группе и т.д.

                                               46
   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53