Page 46 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 46

мена самореализации, который состоит в способности системы к самопреоб-
разованию в новое качество, т. е. к саморазвитию;

    • в качестве системы может выступать и сознание учителя, и образование,
которому необходимо стать частью деятельности сознания;

    • одним из важнейших условий актуализации данной способности являют-
ся состояния неустойчивости (кризисности) ситуации, переживаемой лично-
стью, которая может действовать в двух направлениях: социальной мимикрии
(полное подчинение условиям среды с неизбежной ассимиляцией и деградаци-
ей личности) или активной творческой деятельности по преобразованию си-
туации (неадаптивная активность как основа саморазвития и самореализации
личности);

    • для достижения самоорганизации сознания содержанию педагогической
подготовки придается личностно-ценностный смысл, который задает нрав-
ственные нормативы образовательной деятельности и определяет принятие ею
гуманных педагогических решений, как личностно значимых – и для учителя,
и для ученика;

    • при определенной организации учебного материала сознание опериру-
ет не столько заученным значением знания, сколько поиском источников его
смысла, соотнесением его сущности с актуальными значениями, установлени-
ем причинно-следственных и интуитивных связей и т.д., то есть осуществляет
самоорганизацию методологической культуры учителя;

    • знания, преобразованные в умения, становятся основой, для самостоя-
тельного педагогического творчества, как особого состояния педагогического
сознания, характеризующегося способностью к личностной самоорганизации
учителя;

    • педагогическая самоорганизация – способность учителя к «самовыращи-
ванию» своих внутренних ресурсов – личностных структур сознания, придаю-
щих гуманный смысл его деятельности.

                   Советуем прочитать труды С. В. Кульневича

  • Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – М. – Ростов н/Д, 1999
  (в соавторстве с Е. В. Бондаревской).
  • Воспитательная работа в современной школе. – М. – Ростов н/Д, 2000 (в соавторстве с
  Т. П. Лакоцениной).
  • Педагогика личности: от концепций до технологий. – Ростов н/Д, 2001.
  • Современный урок: научно-практическое пособие. Ч. 1. – Ростов н/Д, 2005 ( в соавтор-
  стве с Т. П. Лакоцениной).
  • Управление современной школой: практическое пособие для школьной администра-
  ции. Вып. 2. Организация и содержание методической работы. – Ростов н/Д : Учитель,
  2005 (совместно с В. И. Гончаровой, Т. П. Лакоцениной).

    Маленкова Л. И.: концепция «пяти точек опоры». Кандидат педагоги-
ческих наук Людмила Ивановна Маленкова (р. 1941) – ведущий специалист
института психолого-педагогических проблем детства РАО РФ, профессор

                                               44
   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51