Page 45 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 45
• школьник – не только потенциальный носитель различных социальных
ролей (семьянин, член детского сообщества, ученый, житель города, гражда-
нин Отечества, гражданин мира), но и неповторимая индивидуальность в пла-
не самореализации, источник творческого начала, субъект жизнедеятельности;
• наряду с известными принципами (культуросообразности и природосо-
образности, целостности педагогических процессов, демократизации) в разви-
тии ребенка важны принципы ценностно-смыслового равенства взрослого и
ребенка, креативности, творческого начала в воспитании.
Советуем прочитать труды И. А. Колесниковой
• Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по фи-
лософии педагогики. – СПб., 2001.
• Основы технологической культуры педагога: научно-методическое пособие для систе-
мы ПК работников образования.– СПб., 2003.
• Гуманитаризация непрерывного образования – одно из направлений модернизации
российского общества // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – №1. – С. 86–107.
• Педагогическая праксеология: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. –
М., 2005 (в соавторстве с Е. В.Титовой).
• Коммуникативная деятельность педагога: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. – М., 2007.
• Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагоги-
ка. – 2008. – № 9. – С. 25–33.
• Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образователь-
ного учреждения: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2009.
• Колесникова И. А. Разные обличья диссоциального воспитания // Вопросы воспита-
ния. – 2010. – № 4. – С. 18–123.
• Колесникова И.А. Об устройстве и механизмах диссоциального воспитания // Вопро-
сы воспитания. – 2010. – № 4 (5). – С. 124–137.
• Педагогическое вопрошание о человеке будущего // Непрерывное образование XXI
век. Вы. 2. – СПб., 2015.
Кульневич С. В.: концепция саморазвивающейся педагогической деятель-
ности. Сергей Владимирович Кульневич (р. 1949) – выпускник Кубанского го-
сударственного университета, доктор педагогических наук, многие годы рабо-
тал в Ростовском государственном педагогическом университете.
Основные положения концепции:
• ведущей идеей концепции является идея о формировании личностных
структур сознания студентов и учителей, как источника и механизма самоор-
ганизуемого педагогического творчества, которое отличается от «творческих
заданий» тем, что учитель может принимать педагогические решения, руковод-
ствуясь «подсказками» особым образом развитого сознания;
• идея о приоритетной роли личностных структур сознания в формирова-
нии опыта самоорганизации базируется на синергетической трактовке фено-
43