Page 44 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 44
• основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности,
ориентация на которые должна рождать в человеке добрые черты, высоконрав-
ственные потребности и поступки (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура,
Отечество, Земля, Мир);
• пути приобщения детей к общечеловеческим ценностям: создание ком-
плексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих
ценностях; формирование отдельных целевых программ, касающихся форми-
рования фундаментальных ценностей; разработка и принятие в конкретном
коллективе совместно с детьми норм общения и отношений, основой которых
являются общечеловеческие ценности;
• приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного пе-
дагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозун-
гов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности (на
первый план выдвигаются диалогические методы общения, совместный поиск
истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную
творческую деятельность).60
Советуем прочитать
• Новикова Л. И., Караковский В. А., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Вос-
питание! Теория и практика воспитательных систем. – М., 1996.
• Новикова Л. И., Караковский В. А., Селиванова Н. Л., Соколова Е. И. Управление вос-
питательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского. – М.,
1999.
• Новикова Л. И., Караковский В. А., Селиванова Н. Л. Концептуальные основы теории
воспитательных систем. – М., 2002.
• Новикова Л.И., Караковский В. А., Селиванова Н. Л. Концептуальные основы теории
воспитательных систем // Современные концепции воспитания: материалы конферен-
ции. – Ярославль, 2000.
• Новикова Л. И. Педагогика воспитания. – М., 2010.
Колесникова И. А.: концепция воспитания человека как носителя множе-
ства социокультурных функций. Доктор педагогических наук Ирина Апол-
лоновна Колесникова – руководитель лаборатории непрерывного образования
Института непрерывного образования Петрозаводского государственного
университета (г. Санкт-Петербург), автор многочисленных публикаций по про-
блемам философии педагогики, теории и методики воспитания и др.
Основные положения концепции:
• цель воспитания – формирование рефлексивного, творческого, нрав-
ственного отношения личности к собственной жизни в соотнесении с жизнью
других людей;
60 Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степа-
нов, Л. М. Лузина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
42