Page 43 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 43
• воспитывают слова, дела и отношения, последние более всего влияют на
воспитание, на образ жизни коллектива;
• в основании системы воспитания лежит сформулированный Караковским
перечень ценностей, включающий понятия: Человек, Семья, Отечество, Зна-
ние, Мир, Труд, Культура, Земля;
• успешное воспитание предполагает создание опыта самопознания, пони-
мания законов коллективной жизни, опыта помощи другим людям в их разви-
тии.
Советуем прочитать труды В. А. Караковского
• Грани воспитания: раздумья педагога и директора школы №1. – Челябинск, 1974.
• Без звонка на перемену: записки директора школы № 1. – Челябинск, 1977.
• Воспитай гражданина: записки директора школы № 825. – М., 1987.
• Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспита-
тельного процесса. – М., 1993.
• Актуальные проблемы воспитания». – М., 1994.
• Моделирование воспитательных систем: теория – практике. – М., 1995.
• 6. В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова «Воспитание? Воспитание...
Воспитание!» (Теория и практика воспитательных систем). – М., 1996 (в соавторстве с
Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой).
• Воспитательная система в школе. – М., 2004.
• Нас водила молодость // Челябинцы в Москве. – М., 2004. – С. 102–106.
• Воспитание для всех. – М., 2008.
• Полезная утопия // Учительская газета. – 2010. – № 20. – С. 19.
• Завещание учителям – будущим и настоящим: отрывки из статьи «Деятельность не
сопутствующая, а главенствующая» // Народное образование. – 2015. – № 2. – C. 39–43.
Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л.: концепция систем-
ного построения процесса воспитания. Авторы концепции – ученые и педаго-
ги-единомышленники, работавшие под руководством Л.И. Новиковой в одной
из лабораторий Академии педагогических наук РСФСР (ныне – РАО).
Основные положения концепции:
• воспитание понимается как целенаправленное управление процессом раз-
вития личности;
• главное в этом процессе – создание условий для целенаправленного систе-
матического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как
индивидуальности;
• к принципам воспитательного процесса в данной концепции относятся:
личностный подход в воспитании; гуманистический подход к построению от-
ношений в воспитательном процессе; средовой подход в воспитательной дея-
тельности; дифференцированный подход к воспитанию детей; природосообраз-
ность воспитания; культуросообразность воспитания; эстетизация среды
жизнедеятельности и развития ребенка;
41