Page 42 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 42

• Формула успеха (самоинтервью в форме диалога Реалиста со Скептиком). – М., 2005.
  • Асимметричный человек. – М., 2007.
  • Образование. Молодежь. Человек (статьи, интервью, выступления). В 2-х кн. – М.,
  2009.
  • Прошлое в Настояшем: Избранное. – М., 2011.
  • Чем младше, тем хуже: Каждое новое поколение в России менее здорово, менее развито
  умственно, духовно и культурно, чем предыдущие: беседа с ректором Моск. гуманит.
  ун-та И. М. Ильинским / записала А. Горчакова // Московский комсомолец. 2011. 27.06.

    Караковский В. А.: концепция ключевых школьных дел. Автор данной кон-
цепции – директор московской школы № 825, доктор педагогических наук. На-
родный учитель СССР (1991) Владимир Абрамович Караковский (1932–2015).
В весенние каникулы директор с активом учащихся различных возрастов и
некоторыми педагогами неоднократно выезжал на «необитаемый остров» – за
пределы города, где проводился коммунарский сбор. Каждый раз это было но-
вое место, новый социум, новые порядки, к которым нужно адаптироваться.

    Основные положения концепции:
    • ведущая идея воспитательной системы – развитие личности школьника,
его интересов и способностей;
    • основные черты воспитательной системы школы: эволюционное развитие;
адаптационный характер (наличие классов повышенной трудности, классов
коррекции); ориентация учащихся на педагогическую профессию (для этого
организованы педагогические классы, шефство старших над младшими);
    • главный функциональный узел системы – коммунарский сбор;
    • в течение года педагоги и дети вместе организуют коллективные творче-
ские дела (КТД), план которых составляется коллективно;
    • общешкольные ключевые дела вносят в жизнь школы определенный ритм,
организационную упорядоченность, создают важные структурные образова-
ния системы, каждое из которых решает и свои специфические задачи: «Празд-
ник знаний» активизирует познавательные интересы, «Праздник песни» удов-
летворяет потребность в сценическом самовыражении и т.д.;
    • характерная черта воспитательной системы школы – различные формы
интеграции учебной и внеучебной деятельности: на уроке применяются кол-
лективные, групповые формы; практикуются уроки творчества, межпредмет-
ные, интегрированные и разновозрастные уроки;
    • отношения педагогов и школьников построены на личных дружеских свя-
зях, именно поэтому между ними нет серьезных конфликтов;59

59 Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В. А. Кара-
ковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. – М.: Педагогическое сооб-
щество России, 1999. – С. 72, 73, 74.

                                               40
   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47