Page 39 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 39

• в этом коллективе все живут по коммунарским законам;
    • в результате коммунарской работы дети ощущают свою нужность и по-
лезность;
    • прежде чем начать дело, они коллективно его обсуждают, внимательно вы-
слушивают друг друга;
    • все члены коллектива занимаются самообразованием, самовоспитанием;
    • взрослый и ребенок объединены важным значительным делом, взрослый
занимает позицию старшего товарища, который вместе с ребятами стремится
как можно лучше решить жизненную проблему;
    • все построено на сотрудничестве;
    • совместный труд взрослых и детей, как физический, так и умственный,
приучает задумываться над логикой действий, над способом достижения ре-
зультата;
    • мастерство взрослого проявляется в естественной ситуации деятельности
и вызывает у ребят уважение, здесь зарождается истинный авторитет педагога,
построенный на знании, на творчестве, на культуре межличностных отноше-
ний;
    • взаимодействуя с людьми разного возраста, ребенок преодолевает отчуж-
денность, перестает бояться взрослых, а учится вместе с ними созиданию, при
этом обогащение личности возрастает многократно;
    • жизнь коллектива построена на началах демократии, когда каждый чело-
век принимает участие в улучшении окружающей жизни, думает над тем, как
это сделать и отвечает перед товарищами за результат;
    • деятельность, в которую вовлекаются дети, связана с какой-то жизненно
важной, необычной, интересной задачей, в этой деятельности присутствуют
игра, романтика, фантазия и реальность конкретного преобразования окружа-
ющей жизни;
    • каждое дело имеет предметный осязаемый результат – подарок далеким
друзьям, фабрику сувениров, детскую площадку, рукописный журнал и т.д.;56
    • коллективное творческое дело реализуется поэтапно, через шесть стадий:
1) предварительная работа коллектива (руководитель и сотрудники коллектива
определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои
исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач,
проводят «нацеливающие» воспитательные занятия с воспитанниками беседы,
экскурсии, готовят их к коллективному планированию – рассказывают, какие
дела можно провести, для кого, с кем вместе; 2) коллективное планирование; 3)
коллективная подготовка КТД; 4) проведение коллективного творческого дела;
5) коллективное подведение итогов; 6) ближайшее последействие.

56 Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование,
1998.

                                               37
   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44